Вопрос о свободе - старый и вечно новый вопрос, который всегда стоял перед философами.
С точки зрения обыденного сознания быть свободным - значит беспрепятственно делать то, что я желаю, и так, как я хочу. Этот очевидный для здравого смысла вывод практически поддерживается и философией. Б. Спиноза называет свободной такую вещь, которая существует по необходимости собственной природы и определяется к действию сама собой. Именно поэтому свобода для него есть познанная необходимость.
Вопрос о свободе относится к числу вечных философских проблем. Философов интересовало соотношение индивидуального (свободы воли конкретного человека) и общего (существующей социальной реальности). Человек – часть общества – может ли часть претендовать на независимость от целого? И если да, то в какой степени?
· Понимание свободы развивалось исторически.
Античность. Под свободой подразумевалась гражданская свобода – право человека участвовать в управлении обществом – полисом. В протестантизме свобода – свобода трактовать самому священное писание. В Новое время – свобода разума, в романтизме – свобода выражения чувств, преодаление общественных условностей.
|
|
Христианство. Августин Блаженный указывал на невозможность свободных поступков без Божественной помощи – благодати. Протестантизм отказался признать за человеком любое свободное волеизъявление.
Категории свободы и необходимости стали разрабатываться в философии поздно – в XVIII в.
· Вольтер считал свободу естественным правом человека. Воспринимал её как равенство всех граждан перед законом, как свободу частной собственности, свободу выбирать вероисповедание (свободу совести). Будучи монархистом, путь к свободе видел в просвещении народа.
· П.Гольбах. Французкий философ П.Гольбах писал: «Во всех своих поступках человек подчиняется суровой необходимости, его свобода есть химера».
· Ж.Ж.Руссо. Французский просветитель Ж.Ж.Руссо писал, что человек рождается свободным, но потом оказывается в оковах. В своем трактате об «Общественном договоре» Руссо доходит до фактического отрицания свободы. Он пишет, что если кто-то вдруг попытается не подчиниться всеобщей воле, то принудят сделать это» Что означает, что человека лишь силой заставляют быть свободным.
Свобода – специфическая форма отношения людей к объективной необходимости. Это осознанная необходимость. Чем больше человек познает, тем более он свободен выбирать свои возможные действия. В разное время степень свободы разная. И у человека нет свободы абсолютной, он зависит от исторического времени, от права, морали, традиций, социального окружения. Маркс: «Человек не может жить в обществе и быть свободным от общества».
|
|
Существует ряд подходов к проблеме свободы личности:
- философский,
- религиозный,
- политический и пр.
А в рамках каждого из них имеются различные направления:
- фаталистическое,
- индетерминистское,
- диалектическое.
Философский аспект рассмотрения проблемы свободы заключается в рассмотрении возможности и необходимости.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей..
· Мера свободы личности определяется несколькими факторами:
- конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей,
- уровнем развития способностей, воли, целеустремленности личности,
- уровнем культуры человека,
- пониманием перспектив реализации своих целей и
- мерой понимания своей ответственности.
В конкретном государстве или в обществе в целом уровень свободы определяется:
- уровнем развития экономики,
- степенью познания законов природы и социальной реальности,
- политическим строем государства.
- С возможность реализации прав человека (провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека).