Факультет психологии и социальной работы
Кафедра экологического образования и безопасности жизнедеятельности
Корабельников И.В., Глушкова Л.И.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Структура и правила оформления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сыктывкар
УДК……………………..
Рецензенты:
Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного университета.
Корабельников И.В., Глушкова Л.И. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Структура и правила оформления:
методические рекомендации. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. - …….. с.
ISBN………
© Корабельников И.В., Глушкова Л.И., 2004
© СГУ, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….
Глава 1. Требования к основным видам научно-исследовательских студенческих работ ….…………………………………………………… | |
1.1. | Реферат …………………………………………………………………. |
1.2. | Контрольная работа …………………………………………………… |
1.3. | Статья, доклад (тезисы) ………………………………………………. |
1.4. | Курсовая работа ………………………………………………………. |
1.5. | Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)………… |
Глава 2. Общие требования к оформлению научно-исследовательских студенческих работ ……………………………………..…………….. | |
2.1. | Оформление отчета о научно-исследовательской работе …………. |
2.2. | Требования к оформлению других текстовых работ и таблиц ……. |
2.3. | Наименования, обозначения и правила применения единиц, величин ………………………………………………………………… |
2.4. | Оформление оглавления ……………………………………………… |
2.5. | Библиографический поиск литературных источников и оформление их списка ………………………………………………… |
2.6. | Завершение работы |
Глава 3. Роль научного руководителя при выполнении научно-исследовательских работ………………………………………………. | |
Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата … | |
Приложение 2. Образец оформления титульного листа контрольной работы…………………………………………………………………… | |
Приложение 3. Пример оформления статьи………………………….. | |
Приложение 4. Образец оформления титульного листа курсовой работы…………………………………………………………………… | |
Приложение 5. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы……………………………………………. | |
Приложение 6. Образец оформления титульного листа отчета о НИР | |
Приложение 7. Оформление оглавления ……………………………… | |
Приложение 8. Образец оформления задания по выполнению дипломной работы………………………………………………………. | |
Приложение 9. Образец оформления рецензии ………………………. |
Литература ………………………………………………………………………
|
|
|
|
Писать надо хорошо
или не писать совсем
Н.В.Гоголь
Введение
Написать эти рекомендации нас побудило желание помочь Вам, уважаемый читатель, в успешном выполнении заданий, которые дает преподаватель. Зачастую в получении высокой оценки своему труду Вам мешает незнание тех положений, которые общеприняты при оформлении творческих учебных и научных работ, неумение правильно подобрать материал для исследования, трудности с оформлением его результатов, а, порой, проблемы, связанные с отсутствием собственных мыслей. Конечно, такое состояние со временем преодолимо. Нам хотелось помочь Вам пройти этот путь быстрее и легче, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потерянное время.
Конечной целью использования настоящих рекомендаций мы видим повышение уровня культуры учебного труда, которая включает в себя культуру восприятия информации, культуру владения приемами творческой переработки информации, культуру изучения, анализа и обобщения, культуру подготовки выступления и непосредственно выступления, культуру использования времени.
Настоящие рекомендации предназначены для студентов различных специальностей и начинающих преподавателей.
Глава 1 | Требования к основным видам письменных работ студента и этапы их проведения |
К числу традиционных, наиболее часто встречающихся в учебной практике письменных работ студента относятся реферат, контрольная работа, доклад, статья по результатам студенческой научной или научно-практической работы, курсовая и выпускная квалификационная работы.
Приводим общую структурно-логическую схему последовательности этапов их проведения:
|
1.1. Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а так же доклада с таким изложением [11].
Слово «реферат» происходит от латинского referо - докладывать, сообщать. Это может быть письменное изложение либо доклад на определенную тему, включающий обзор источников литературы и других материалов.
В учебной практике студента под рефератом подразумевают индивидуальную самостоятельную научно-исследовательскую работу, предусмотренную учебным планом по изучаемой дисциплине, направленную на приобретение навыков аналитической работы с учебной и научной литературой и библиографического поиска литературы с последующим письменным изложением текста. Содержание реферата должно быть лаконичным, а изложение материала носить проблемно-тематический характер.
Реферат – это наиболее простая разновидность самостоятельной исследовательской работы студента. Основная цель его написания – пробудить интерес студента к опубликованному материалу по конкретной теме, научить его работать с источниками информации. В реферате студент должен грамотно, логично изложить основные идеи по рассматриваемой теме, содержащиеся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения, а так же собственные взгляды на нее.
Этапы работы над рефератом
Примерная структура реферата.
· Титульный лист;
· Оглавление;
· Введение;
· Основная часть;
· Заключение;
· Список литературы.
Требования к подготовке и оформлению реферата
Рекомендуемый объем реферата – 15-20 машинописных страниц текста форматом листа А4, включая приложения.
Очень важно для подбора материала, подлежащего реферированию, хорошо подобрать литературу по изучаемой теме. При подготовке реферата рекомендуется использовать не менее 8-10 различных источников. Изначально следует прочесть и систематизировать материал. Работая над выбранной темой реферата, можно применить конспектирование (краткие письменные записи содержания источников информации), оформление выписок либо тезисов, которые в дальнейшем следует изложить в виде систематизированного текста. Выписки рекомендуется делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Следует избегать обильного выписывания цитат взамен творческого анализа текста. Большие отрывки из текста, которые затруднительно цитировать в полном объеме, можно, предельно сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и наиболее важные места из текста целесообразно приводить дословно, в виде цитат.
|
|
Во введении реферата следует обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цель работы, привести характеристику используемой литературы. Введение, как правило, должно быть небольшим по объему (например, при объеме реферата 20 страниц – не более 1 страницы).
Основная часть реферата может быть представлена несколькими главами, либо цельным текстом. Главное, чтобы ее содержание действительно раскрывало поставленную во введении цель с соблюдением логической преемственности излагаемого материала. Хорошо воспринимается реферат, в котором автор, изучив богатый литературный материал, описывает различные точки зрения по изучаемой проблеме и высказывает свое отношение к ним. Текст основной части реферата может быть представлен в виде изложения, либо содержать отдельные цитаты из первоисточников с последующим комментарием автора. Цитату следует заключить в кавычки и после нее в скобках дать ссылку на источник. Если цитата приводится в сокращении, то пропуск в тексте заменяется многоточием.
Представление о бесстрастном изложении материалов реферата не является бесспорным.
Текст плохо воспринимается, когда сухим и бесстрастным языком автор сообщает, например, о том, что действующие предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферным воздухе превышаются в десятки и сотни раз, а реки загрязнены отходами настолько, что употребление воды становится опасным. Вероятно, текст выиграет от разумного сочетания логического и эмоционального компонентов. В то же время, эмоциональная окраска текста не должна уводить от существа рассматриваемого вопроса. В тексте реферата не допускается приведение ссылок в виде надстрочечных или подстрочечных записей. В основной части можно приводить необходимый иллюстрированный материал, таблицы, графики и диаграммы.
|
|
Непосредственное оформление текста реферата следует выполнять в соответствии с требованиями, более подробно отраженными в главе 2 настоящего издания. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.
В заключении реферата подводится итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Критерии оценки реферата
· Соответствие содержания выбранной теме;
· глубина проработки материала;
· правильность и полнота использования источников;
· соответствие оформления установленным требованиям.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, учтены, как зачетные работы по пройденным темам.
Студент должен уметь выступить с кратким изложением содержания реферативной работы на практическом занятии либо на научной конференции. В устном выступлении следует обозначить тему реферата, цель исследования, изложить кратко основной материал и сделать из него вывод. Плохо воспринимаются выступления с монотонным прочтением всего текста, без его свободного изложения.
1.2. Контрольная работа – одна из форм проверки (оценки) знаний студента. Кроме того, контрольная работа позволяет получить информацию о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студента в учебном процессе, оценить эффективность методов, форм и способов обучения.
Виды и характер письменных контрольных работ зависят от содержания и специфики учебного предмета и предусмотрены учебными планами соответствующих дисциплин.
Отличительной особенностью письменной контрольной работы является ее большая объективность по сравнению с устным опросом. Это - своеобразный письменный экзамен, требующий серьезной подготовки со стороны студента.
Виды контрольных работ
· Аудиторская контрольная работа;
· домашняя контрольная работа;
· текущая контрольная работа;
· экзаменационная контрольная работа;
· фронтальная контрольная работа;
· индивидуальная контрольная работа.
Формы контрольных работ
· письменная;
· графическая;
· практическая.
Домашние контрольные работы чаще применяются при заочной либо дистанционной форме обучения. Рекомендуемый объем домашней контрольной работы – до 10 страниц машинописного текста (А4). При подготовке этих контрольных работ необходимо руководствоваться тематикой, рекомендуемой преподавателем.
Контрольная работа, как правило, состоит из некоторого количества вопросов и задач, которые предлагается выполнить проверяемому.
Примерная структура контрольной работы предполагает оформление титульного листа, плана, перечня вопросов (заданий), непосредственно содержания, выводов (заключения) и указателя использованной литературы. При оформлении титульного листа обязательно указывается факультет, номер группы, фамилия и инициалы студента и преподавателя, изучаемый предмет и тема работы (приложение 2). В конце контрольной работы оставляется место для оценки преподавателя и его рекомендаций студенту.