В случае трех последних манипуляций защиты производятся по одинаковым схемам.
Глава 8. Власть и влияние менеджера
Пассивная: главное — не создавать условий для подобных манипуляций. В качестве мишени воздействия все манипуляторы используют несовершенство контроля загрузки работников и их ответственности, отсутствие системы работы с кадрами.
Введение объективных критериев оценки продуктивности труда сотрудников и гласная оценка эффективности работы каждою — лучшая защита от подобных манипуляций. Сюда же относятся четкое распределение обязанностей и регулярное уточнение должностных инструкций, отражающие текущие изменения производственной ситуации.
Активная защита: чем дольше манипуляторам доводится пользоваться плодами своей находчивости, тем крепче они будут держаться за завоеванную привилегию бездельничать. Поэтому их активное разоблачение совершенно необходимо, и чем раньше, тем эффективнее оно будет.
Точки над I: выбор конкретного способа защиты зависит от личных качеств работника. Неорганизованному работнику достаточно помочь организовать свою работу. Другому человеку — намекнуть (или сказать открыто), что руководство понимает применяемые хитрости и не оставит это без наказания. Третьего — наказать, доведя до всеобщего сведения причину порицания, а также механику манипуляций.
|
|
Контрманипуляции: их заслуживают закоренелые манипуляторы.
1. Довести до сведения членов коллектива, что им фактически приходится выполнять работу «за того парня», получающего зарплату за безделье, как за полноценный труд. После того как манипулятор будет окружен недоброжелательством коллег, можно примерно наказать его, что вызовет одобрение коллег.
2. Слухи о возможном сокращении штатов заставляют каждого подтянуться, реально оценить свой вклад и полезность для организации. А заодно настраивают на критическую оценку деятельности коллег.
Мишенью воздействия во всех трех последних манипуляциях является нечеткое распределение обязанностей и ответственности. Приманкой — желание и руководства и коллег по работе идти каждый раз по пути наименьшего сопротивления: легче поручить другому или даже сделать самому, нежели связываться с манипулятором. Но под угрозой собственного сокращения с бездельниками не церемонятся. В обоих случаях будет лучше доходить до сознания каждого известный тезис: «Тот, кто хочет работать — ищет средства ее выполнения. Кто не хочет работать — ищет отговорки». 366
8.6. Скрытое управление и манипулирование
6. МАНИПУЛЯЦИЯ «ПОЛУЧИТЬ ПОДПИСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ»
Подчиненному надо подписать бумагу у руководителя. Однако если
руководитель вчитается в документ, он, вероятнее всего, ее не подпи
шет. Чтобы все-таки подписать ее, иногда действуют так. Заходит
сотрудник в кабинет с беззаботным видом и сообщает какую-нибудь но
вость, которая должна заинтересовать начальника. При этом небреж
но протягивает документ:
_ Вот, подпишите, пожалуйста.
|
|
— Что это?
— Да так, пустяковая бумага, все согласны, только не хватает вашей подписи.
Начальник пытается прочесть, но посетитель отвлекает рассказом, да еще и инсценирует спешку. Нередко эта хитрость удается. Цель манипуляции — взвалить ответственность на руководителя. Случись что — отвечать тому, чья подпись на документе.
Мишенью является психологическая особенность: мы не можем одинаково эффективно делать сразу несколько дел, тем более в условиях спешки. Приманка здесь — интерес к отвлекающему внимание сообщению.
7. МАНИПУЛЯЦИЯ «А ВЫ СЛЫШАЛИ?»
Начало рабочего дня. Вбегает сильно опоздавшая Hue порога («Вы еще не слышали?..») начинает возбужденно рассказывать о заявлении, сделанном по радио политическим лидером. Коллеги, принялись бурно обсуждать принесенную новость. Начальник тоже среди обсуждающих людей: как местный депутат он не может остаться равнодушным. Сама же Н. довольно скоро перестает участвовать в разговоре и садится за свой рабочий стол.
Цель манипуляции очевидна — отвлечь внимание от факта опоздания и возможного порицания за него. Мишень воздействия— интерес к политическим новостям. Приманка — «сенсационность» озвученного заявления действительная или мнимая. В последнем случае — внимание к новости вызывается возбужденным тоном рассказчицы.
Глава 8. Власть и влияние менеджера
Для обеспечения податливости начальника к манипулятивному воздействию задается стремительный темп и возбужденные интонации, быстрое вовлечение в разговор всего отдела (воздействие на начальника при этом лучше маскируется, а «разогрев» аудитории «разогревает» и начальника).
8. МАНИПУЛЯЦИЯ «БАРИН НАС РАССУДИТ»
Ведущий инженер требует от младшего по должности освободить место за компьютером для выполнения его работы. Не желая уступать, тот начинает громко доказывать, что ему нужно еще время, чтобы закончить свою работу. Спор достигает ушей начальника бюро, который вмешивается и дает время младшему по должности закончить работу.
Цель манипуляции подчиненного — не жалуясь официально (чтобы не прослыть доносчиком), тем не менее привлечь руководителя на свою сторону. Происходит опора на авторитет и власть начальника.
Мишень воздействия — одна из социальных функций руководителя быть регулятором производственных отношений. Приманкой послужил громкий спор, привлекший внимание нужного человека.