— Мы — фирма солидная, никогда никого не подводили. Гарантия фирмы.
— Ив чем конкретно ваша гарантия?
— Я же говорю, мы никогда никого не подводили.
— Но ведь проверить это невозможно. То есть вы предлагаете поверить на слово?
— Но ведь для порядочных людей данное слово — это немало.
— К сожалению, мы ничего о вас не знаем. Поэтому приходится пользоваться известным в бизнесе правилом: не можешь проверить — не верь.
Здесь видна защита от манипуляции типа «точки над i». Несмотря на настойчивость потенциального манипулятора, твердая позиция приносит свои плоды.
В случае особой настойчивости манипулятора можно провести и контрманипуляцию:
— Так вы новички в бизнесе?
— Конечно, нет!
— Тогда вы должны знать, что даже если фирма никогда не подводила своих партнеров — это еще не дает гарантии на будущее. Существует даже способ мошенничества; на ряде мелких контрактов
зарабатывают себе репутацию надежных партнеров, чтобы «кинуть» на крупном контракте.
2. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».
Знакомятся двое:
Петров, коммерсант: элитные автомобили, недвижимость, нефть! Очень приятно, Иванов, налоговый инспектор: хлеб, вода, нары. Цель первого — произвести впечатление. Второй принимает эту игру и проводит контрманипуляцию: осуждает и апеллирует к чувству страха.
Глава 8. Власть и влияние менеджера