Григорьев М. Кто выигрывает в масс-медиа войнах? // «Открытая политика», 1999, № 3-4

8. Григорьев М. Мины на информационном поле. Воздействие на общественное мнение: выявление, изучение, анализ. // «Открытая политика», 1999, № 11-12.

9. Дайер У. Живи по-своему. – Минск: «Попурри», 2000.

10. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М., 1999.

11. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.

12. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // «Вестник МГУ». Сер. 7 (философия), 1990, №2.

13. Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Психология обмана. - СПб.: «Фолио-плюс», 2000.

14. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. - М., 1992.

15. О`Коннор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. - Челябинск, 1998.

16. Панкратов В. Психотехнология управления собой. - М.: «Сфера», 1998.

17. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. - М., 2000.

18. Почепцов Г. Информационные войны. – Москва - Киев, 2000.

19. Пшеничнов М. Цикл лекций «Техника делового общения». https://www.dere.ru/library/pshenichnov/shablon.html

20. Степанов С. Законы психологии. - СПб: «Питер», 2000.

21. Топсон П. Самоучитель общения. - СПб: «Питер», 2000.

22. Фриман А. Девульф Р. 10 глупейших ошибок, которые совершают люди. – СПб: «Питер», 2000.

23. Хьюитт В. Тайные возможности вашей психики. – СПб: «Питер», 2000.

24. Цуладзе А.Большая манипулятивная игра. - М., 2001.

25. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980.


[1] Социальная психология. - М., 1994, с. 12.

[2] Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - Симферополь, 1995, с. 478.

[3] Амелин В. Социология политики. М., 1992. - С. 40.

[4] Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993.

[5] См.: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000. С. 20.

[6] Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980. С.27-28.

[7] Техника дезинформации и обмана / Под общ. ред. Я.Н. Засурского - М.: Мысль, 1978.

[8] Большая Советская Энциклопедия \третье издание. – М.: издательство «Советская энциклопедия», 1972.

[9] Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М.: Восток, 1996. – С.105.

[10] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.438.

[11] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.450.

[12] А.Ф. Лосев Философия. Мифология. Культура. М., 1991г.

[13] В.М. Пивоев. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991г.

[14] Кассирер Э. Техника современных политических мифов.// Вестник МГУ. - Сер. 7 (философия). - 1990. -№2.

[15] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. – С. 67.

[16] Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Инвест-ППП, 1995, с. 183.

[17] Там же, с. 189.

[18] Такие товарные знаки принято называть аллюзивными именами собственными. Аллюзивное имя собственное имеет ярко выраженную предметную отнесенность к денотату аллюзии. Оно обозначает определенное лицо и вызывает ряд ассоциаций, которые дают читателю представление о первоначальном образе. При выборе праобраза предпочтение отдается именам собственным "положительных"героев, которым присуща яркая отличительная черта, благодаря которой, у потенциальных покупателей формируется положительная установка по отношению к данному товару. Ассоциации, которые вызывает аллюзивное имя собственное, чрезвычайно разнообразны. Аллюзивные имена собственные, как правило, вызывают не одну, а несколько однотипных ассоциаций.

[19] А.Б. Добрович. Фонарь Диогена: Из дневника психотерапевта. М.: Знание, 1981, с. 92.

[20] Одним из наиболее известных и эффективных недавних примеров «контрпропаганды» стал фильм «Заговор», который демонстрировался по петербургскому телевидению во время выборов в Законодательное собрание г.Санкт-Петербурга и был направлен против кандидатов объединения «Яблоко». Этот фильм делал акцент на проамериканской позиции Г.Явлинского, связывал его с А.Чубайсом и говорил о «секретном договоре о разделе России» и желании Г.Явлинского «распродать по дешевке наше национальное достояние». Фильм «Заговор» построен на методе «Использование пугающих тем и сообщений». В качестве угрозы выступают «раздел России» и «продажа национального достояния», а в качестве способа, как избежать этой угрозы, подразумевается голосование против кандидатов «Яблока». Достаточно широко используются методы «Выборочный подбор информации» и «Псевдологические выводы».

[21] Основными характеристиками традиционных текстов являются следующие:

1) текст состоит из одного или нескольких предложений.

2) строки заполняются полностью (кроме строки, начинающей абзац, и заключительной строки).

3) строки выравниваются по левому краю.

4) используются строчные и прописные буквы.

5) одно предложение набирается одним шрифтом.

6) пробелы между словами и предложениями везде одинаковы. Именно на традиционный текст рассчитаны правила пунктуации и графического оформления облика слова, правила употребления строчных и прописных букв, правила переноса.

По мнению В. И. Конькова, автора статьи "Рекламные тексты нетрадиционного типа", рекламный текст представляет собой текстовую структуру качественно иного типа, характеризующуюся следующим набором признаков [Коньков, 1996]:

1) Текст может состоять не только из единиц назывного типа - слов и словосочетаний. Слова и словосочетания, не связанные в предложенческие структуры, могут заполнять весь объем текста самостоятельно или в сочетании с предложениями.

2) Строки заполняются не полностью.

3) Строки могут выравниваться не только по левому краю, но и по правому краю и по центру.

4) Может использоваться шрифт, где отсутствует различие между строчными и прописными буквами.

5) Одно предложение может расчленяться при наборе на части с помощью использования двух и более различных шрифтов.

6) Рядом стоящие предложения могут набираться различными шрифтами, что устанавливает между ними дополнительные смысловые отношения.

7) Пробелы между словами и предложениями могут быть произвольными.

[22] См.: https://bookap.by.ru/gypno/prerix/gl5.shtm

[23] Иногда их называют методом «Ограничительные меры».

[24] Кот В. Поле борьбы - информационное пространство // Военный парад. – 1997, № 6, с. 86-87.

[25] Необходимо отметить, что ограничительные меры» никогда не бывают полностью эффективными.

[26] Почепцов Г.Г. Психологические войны. - М.: Рефл-бук, 2000.

[27] Kurtz H. Spin cycl. How The White House and the Media Manipulate the News. - New York, 1998.

[28] Bruce B. Images of Power. How the Image Makes Shape our Leaders. - London, 1992.

[29] Watts D. Political Communication Today. - Manchester etc., 1997.

[30] Иногда эту уловку называют методом фрагментации или дробления информации.

[31] Многие люди придают больше значения новости, сообщенной шепотом, чем новости, объявленной открыто. Человек, получивший такую новость, хотя бы и из СМИ, но поданную с заговорщическим видом, считает, что он стал обладателем уникальной новости, и сам этот факт способствует его самоутверждению. А в целом это ведет к закреплению в памяти этого сообщения. СМИ, сообщая «новость шепотом», достигает эффективности в подаче информации, с одной стороны, и в то же время снимает с себя ответственность за достоверность информации. Сама подача новости в виде: «Слухи о том, что такой-то государственный деятель – вор. нам не подтвердили», - способствует тому, чтобы в массовом сознании отложилось нечто обратное. По принципу: раз слухи есть, значит неспроста. Слухи, как и утечки информации из официальных органов, прекрасно служат для зондажа общественного мнения, для создания негативного имиджа определенным политическим деятелям и их действиям.

[32] Meуerhoff A. The Strategy of Persuasion, p. 105.

[33] Иногда этот прием называют «Семантическое манипулирование». Суть его в том, что для пропагандистского сообщения тщательно отбираются слова, вызывающие либо позитивные, либо негативные ассоциации и, таким образом, влияющие на восприятие информации. Этот прием используется пропагандистами всех времен и народов. Наш человек - разведчик, их - шпион. Мы - освободители, они – оккупанты. Мы - борцы за независимость, они - боевики. У нас - войска, у них - незаконные вооруженные бандформирования.

[34] Нередко метод «Использование положительных и ценностных образов, понятий и слов» используется в виде «создания миссии товара». В этом случае достаточно узкое предназначение товара заменяется на более широкое и положительно окрашенное понятие – создается «миссия товара». Например, в рекламном ролике McDonalds, предназначенном для детской аудитории, использование конкретных продуктов и услуг заменяется на причастность к «…миру, полному приключений и чудес». Этому способствует видеоряд, снабженный фрагментами из диснеевских мультфильмов. В рекламном ролике шоколада «Cadberry», действие происходит в «шоколадной стране – стране Cadberry», а в рекламной кампании одного из аудиоцентров фирмы «Sony» высококачественное воспроизведение звука заменяется на причастность к «миру чистого звука» («Sony - чистый, совершенный звук … мир чистого звука»).

[35] Иногда этот прием обозначается в литературе как методика «с вязывание» или «ассоциативное связывание». Ассоциация - связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти человека. Ассоциации бывают трех видов: ассоциации по смежности, в основе которых - пространственные и временные отношения между предметами и явлениями (то есть то, что запомнилось как смежное, как соседствующее), ассоциации по сходству, когда новый предмет похож (или кажется похожим) на ранее известный предмет, и ассоциации по контрасту, когда ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления.

[36] Грачев Г.В., Мельник И.К. и др. Психологические операции и противодействие им. - М.: МО РФ, 1993.

[37] См.: Пшеничнов М. Цикл лекций "Техника делового общения" https://www.dere.ru/library/pshenichnov/shablon.html. Очевидно, что эти уловки в основном применяются в устных формах коммуникации, но, как показывает анализ телевизионных ток-шоу и дебатов, они активно используются многими ведущими и участниками такого рода передач.

.

[38] СМ.: https://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_16.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: