Высокий уровень развития ловкости предполагает, что спортсмен:]
1) умеет выполнять координационно сложные движения;
2) выполняет их точно (точность в данном случае означает, чтоЗ биомеханические характеристики выполняемого движения близки к эталонным); •
3) быстрее других обучается движениям с заданным уровнем точности; '. '.
. 4) быстрее других перестраивает свою двигательную деятельность' при изменении внешних условий.;
Ловкость — это сложное двигательное качество, проявления^ которого многообразны. В связи с этим измерителей ловкости много,] но некоторые из них тождественны измерителям других двигательных. качеств, других сторон подготовки и т. п.
Например, показатели ловкости, характеризующие умение выполнять координационно сложные движения и точность и выполнения, используются для контроля за эффективностью техники, показатели времени перестройки двигательной деятельно сти — для определения быстроты сложной двигательной реакции тактического мышления.
Глава 13
КОНТРОЛЬ ЗА ТРЕНИРОВОЧНЫМИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМИ НАГРУЗКАМИ
Контроль и планирование нагрузок являются важнейшими элементами спортивной тренировки. Конкретные показатели, используемые при контроле, многообразны. Это объясняется тем, что в каждом виде спорта состав тренировочных средств включает в себя десятки, а то и сотни упражнений. Оценить каждое из них и выбрать наиболее эффективные — вот одна из основных задач контроля за нагрузками.
В основе решения этой задачи лежит классификация тренировочных средств — распределение их на группы по определенным признакам (характеристикам). Целесообразно использовать следующие характеристики.
1. С п е ц и а л и з и р о в а н н о с т ь, т. е. меру сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением.
2. Направлен но с т ь, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного двигательного
качества, г
3. Координационную сложность, влияющую на
величину тренировочных эффектов.
4. Величину, определяющую степень воздействия упражнения
на организм спортсмена.
Учитываются также условия, в которых проходят тренировочные занятия (например, условия среднегорья, температура и влажность воздуха).
Общая схема классификации нагрузок представлена на рис. 97.