Методические указания. Учебно-методическое пособие

О.В. Данилова

Учебно-методическое пособие

К семинарским занятиям

По дисциплине

«Мировая и национальная культура»

Часть I

Уфа 2012

Данное учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «Мировая национальная культура» предназначено для студентов всех форм обучения ОФ УГНТУ.

Цель учебно-методического пособия– познакомить студентов негуманитарного вуза с фундаментальными достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью которой является отечественная культура, раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений.

Составитель Данилова О.В., доцент, канд. пед. наук

Рецензент Классен Э.Г., проф., д-р филос. наук

Сарварова Э.Н. канн. ист. наук

Сафонова О.В., ст. преподаватель, канд. филос. наук

Ó Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1 Семинар ………………………………………………………………………..…4

I. Художественная культура и искусство.

II. Первобытная культура.

2 Семинар ……………………………………………………………………………8

I. Культура и искусство древневосточных цивилизаций.

3 Семинар …………………………………………………………………………...12

I. Культурное наследие античности.

4 Семинар …………………………………………………………………….……..16

I. Культура Западной Европы в средние века.

5 Семинар...………………………………………………………….…….………..19

I. Культура Арабского Востока.

6 Семинар...…………………………………….…………………………………...22

I. Культура Киевской и Московской Руси.

7 Семинар...…..……….……………………………………..……………………...27

I. Культура западно-европейского Возрождения. Реформация и её

культурно-историческое значение (XIV-XVI вв.)

8 Семинар...………….……………………………….……...……………………...31

I. Западно-европейская культура Нового времени.

9 Семинар...……….………………………………………………………………...35

I. «Золотой» век российской культуры.

II. «Серебряный» век российской культуры.

10 Семинар...………………..……………………….……………………………...39

I. Европейская культура XX века.

11 Семинар...……….……..………………………………………………………...42

I. Культура советской России.

Список выдающихся памятников европейской культуры……………….……...46Список выдающихся памятников отечественной культуры………………..…...47Рекомендации студенту по выполнению контрольной работы……………….…48Тематика рефератов и контрольных работ……………………….……….……...52

Зачётные вопросы по дисциплине………………………………………………...54

СЕМИНАР №1

I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

1. Проблема определения художественной культуры и искусства.

2. Сущность и функции искусства.

II. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1. Историческая типология культуры. Первые представления о первобытной

культуре и этапы её развития, синкретизм.

2. Основополагающие институты культуры.

а) миф как форма культуры;

б) магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом

пространстве;

в) древние формы религии;

г) искусство, философия и наука.

Доклады:

1. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.

2. Шаманизм как форма религии.

3. Культура погребений.

Методические указания

При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо выделить и подробно изучить следующие понятия и вопросы: основные определения культуры; субъекты художественной культуры и её структура; виды, жанры и классификация искусства; культура как система ценностей, как способ жизни и как творческая деятельность; культура как историческое явление; материальная и духовная культура; функции культуры. Ответ на эти вопросы можно найти в следующей литературе: [3, с.179-196; 8, c. 8-21; 2, c. 6-20] и др.

Самая длительная в истории человечества эпоха – первобытнообщинный строй, время, когда основной формой социологической организации общества была община. При подготовке к данному вопросу необходимо выделить основные этапы первобытной эпохи и определить основную роль каменного века, который в свою очередь подразделялся на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новокаменный (неолит); бронзового и железного века. Необходимо отметить общие черты, свойственные всем первобытным культурам, выяснить различия доисторического периода и первобытной культуры. Для понимания дальнейшего направления развития культуры необходимо раскрыть суть неолитической революции и отметить ее роль в возникновении цивилизации, раскрыть основные теории возникновения языка в первобытном обществе и постараться обосновать свою точку зрения на проблему. Отразить в своем выступлении связь звукового языка с письменностью, виды и роль предписьменности в его становлении. Материал об этапах развития культуры человечества в первобытную эпоху можно найти в следующей литературе: [3, с.196-210; 11, с. 141-153; 1, с.24-40; 4].

К первоэлементам культуры ученые относят и ранние верования человека, необходимо раскрыть содержание дискуссии о времени возникновения первых религиозных представлений. Ранними формами религий ученые считают магию, фетишизм, тотемизм и анимизм. Выясните, как выражается мышление и мироощущение первобытного человека. Синкретический характер первобытной культуры, неразделённость представлений о личности, коллективе и природе. Версии по мифологическому мировоззрению, роли мифов, магии, фетишизма, тотемизма и анимизма в первобытную эпоху можно найти, обратившись к учебникам по культурологии [2,5,8] и др.

Основные версии того, как возникла духовная культура человечества, излагаются в учебниках [1, 2, 5, 10] и др.

При раскрытии темы, связанной с искусством первобытной культуры, необходимо обозначить различия этапов ориньяка, солютре и мадлен по характерным элементам проявления культурной деятельности, а также назвать наиболее яркие примеры наскальной живописи, мелкой пластики, изменения техники изготовления орудий труда в периоды расцвета и разложения первобытного общества. См. следующую литературу: [3, с.197-202; 11, с. 141-153; 1, с.34-40; 9, с.37-42] и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: