Слово, термин, категория. Категории философии как отражение универсальных связей бытия

Исходный тезис этой лекции может быть сформулирован так: каждый человек мыслит понятиями обыденного познания, а наука оперирует научным понятиями, или категориями.

Всякая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсенал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание сущности и свойств своего объекта. Сюда относятся исходные принципы как краеугольные положения данной науки, методы познания и категориальный аппарат (понятия). В эту систему входят и законы науки, представляющие собой итоги и выводы исследования.

С помощью своего понятийного аппарата наука проникает в «мир сущностей» и вскрывает основу (сущность) предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюдения. Категории и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутренние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной области внешнего мира. Категории – это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются в рамках обыденно мышления («стол», «дом», «одежда» и т.п.).

Философские категории являются фундаментальны­ми научными понятиями, поскольку на них опирается весь познавательный процесс. Они активно используют­ся во всех сферах научного познания. Эти категории от­ражают наиболее существенные свойства и закономер­ные связи окружающего человека мира.

Категории философии являют собой сложный синтез знаний о мире, так как философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В.И.Ленин, когда писал следующее: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек вы­деляет, категории суть ступеньки выделения, т.е. позна­ния мира, узловые пункты в сети, помогающие позна­вать и овладевать ею».

Поскольку философские категории отражают единый и неделимый мир, то взятые вместе, они образуют собой некую систему («сеть») понятий. В этой сети категории как формы («клеточки») и ступени нашего мышления органически взаимосвязаны, как и все стороны самого мира. Они вытекают друг из друга (например: «чело­век» — «личность» — «индивидуальность» и т.п.) и до­полняют друг друга («общество» и «природа», «причи­на» и «следствие» и т.д.). Система философских катего­рий представляет собой как бы портрет, теоретический образ внешнего мира, где человек занимает определен­ное место.

В системе категорий философии условно можно выде­лить несколько рядов, т.е. совокупностей категорий. Пер­вый ряд составляют универсальные категории, которые отражают («схватывают») внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как «бы­тие», «материя», «время» и др., которые раскрывались в предыдущих темах лекций. Второй ряд составляют част­ные философские категории, отражающие отдельные сфе­ры, грани мира. К ним относятся такие понятия, как «об­щество», «человек», «познание» и др.

Первые попытки анализа и систематизации философ­ских категорий были предприняты античной философией. Наиболее развитое для того времени учение о категориях создал Аристотель. Составленная им таблица включала в себя 10 категорий философии — «сущность», «количест­во», «качество», «отношение», «место», «время» и другие.

В Средние века учение о понятиях активно развива­лось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими течениями. Основной пред­мет спора между ними состоял в том, существуют ли об­щие понятия о вещах вне самих вещей (реализм), или же эти понятия есть всего лишь обозначения (имена) этих вещей, как это полагали номиналисты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: