Человек и культура. Проблема социализации

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.

Культура – это мир человека, способ его бытия.

Выделяют основные функции культуры:

регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);
образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);
интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.

По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществ

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

47. Понятие < Индивид- индивидуальность-личность>. Две тенденции развития: индивидуализация и социализация.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Индивидуализация - это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Автором термина "социализация" применительно к человеку является американский социолог Гиддингс (понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида), использовавший его в 1887 г. в книге "Теория социализации".

Впервые упоминание о социализации встречается в XVII в. как переход земли из частной собственности в общественное достояние.

К сер. XX в. социализация (от лат. socialis — общественный) превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучается психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализация в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение, социализация в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание) (И. Кон),

В философии социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему социальных отношений (в том числе в микросоциум, в систему ролей, прав и обязанностей гражданина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: