Мы стремимся достигать такой ясности и полноты, при которых знание становится очевидным для всякого. Поэтому учить для нас – значит всегда учиться.
Ответ
Заключение энтимемы: «Все обучающие (S) учатся (P)».
Посылка энтимемы: «Все обучающие (S) стремятся достигать такой ясности и полноты, при которых знание становится очевидным для всякого (M)».
В единственной посылке встречается меньший термин (S), следовательно, это меньшая посылка, следовательно, пропущена бóльшая посылка.
Энтимему с пропущенной большей посылкой можно восстановить до двух силлогизмов.
1) Р___М 2) M___P
S+aM- S+aM-
S+aP- II-я фигура S+aP- I-я фигура
Допустим, что оба силлогизма являются правильными и, исходя из этого допущения, установим вид пропущенной большей посылки.
1) Поскольку средний термин не распределен в меньшей посылке, он должен быть распределен в большей посылке. Но тогда большая посылка должна быть отрицательным высказыванием. Если большая посылка отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным. Но оно по условию утвердительное. Значит, допущение неверно, следовательно, силлогизм неправильный.
|
|
2) Поскольку средний термин не распределен в меньшей посылке, он должен быть распределен в большей посылке. Больший термин должен быть нераспределенным в большей посылке, поскольку в противном случае большая посылка будет отрицательным высказыванием, а значит, отрицательным будет и заключение, что неверно. Итог: получаем правильный силлогизм следующего вида.
MaP
SaM
SaP
Или при интерпретации:
Все те, кто стремится достигать такой ясности и полноты, при которых знание становится очевидным для всякого, всегда учатся.
Все обучающие стремятся достигать такой ясности и полноты, при которых знание становится очевидным для всякого.
Все обучающие всегда учатся.
Вариант XXI
Установите, соблюдены ли правила деления понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.
Республики делятся на рабовладельческие, феодальные, президентские, парламентские и демократические.
Ответ
Деление неправильное, поскольку деление ведется как минимум по трем основаниям (отсюда и нарушение других правил, как, например, включение одних членов деления в другие). Его можно «исправить», например, сохранив только третий и четвертый члены и дополнив их еще одним членом – «смешанными республиками»:
Республики делятся на президентские, парламентские и смешанные (основание деления – «субъект формирования правительства»).