Отличие специальной школы

Выготский Л.С.

Основы дефектологии

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Введение

Основные проблемы современной дефектологии

1.

Еще недавно вся та область теоретического знания и научно-практической

работы, которую мы условно называем общим именем "дефектология", считалась

Чем-то вроде малой педагогики, наподобие того, как медицина выделяет малую

Хирургию. Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы

Количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует, что

Наиболее распространенные психологические методы исследования ненормального

Ребенка (метрическая шкала А. Бине (3) или профиль Г. И. Р оссолимо (4))

Основываются на чисто количественной концепции детского развития, осложненного

Дефектом. При помощи этих методов определяется степень понижения интеллекта, но

Не характеризуется самый дефект и внутренняя структура личности, создаваемая им.

Вслед за О. Липманном (5) эти методы можно назвать измерениями, но не

Исследованиями одаренности (Intelligentmessangen, но не Intelligentpruiungen (О.

Lipmann, H. Bogen, 1923), так как они устанавливают степень, но не род и тип

Одаренности (О. Lipm ann, 1924).

То же справедливо и относительно других педологических методов изучения

Дефективного ребенка, методов не только психологических, но и охватывающих

Другие стороны детского развития (анатомическую и физиологическую). И здесь

Масштаб, размер, шкала являю тся основными категориями исследования, как будто

Все проблемы дефектологии суть проблемы пропорций, а все многообразие явлений,

изучаемых дефектологией, охватывается единой схемой: "больше-меньше". Считать и

Мерить в дефектологии начали раньше, чем э кспериментировать, наблюдать,

Анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.

Практическая дефектология избрала тоже этот наиболее легкий путь числа и меры

И пыталась осознать себя как малую педагогику.

Если в теории проблема сводилась к количественно ограниченному, уменьшенному

В пропорциях развитию, то на практике, естественно, была выдвинута идея

Сокращенного и замедленного обучения. В Германии тот же Крюнегель, а у нас А. С.

Грибоедов (6) справедливо защищают мысль: "Необходим пересмотр и учебных планов,

и методов работы в наших вспомогательных школах" (А. С. Грибоедов, 1926, с. 98),

так как "уменьшение уче бного материала и удлинение времени его проработки" (там

Же), т. е. чисто количественные признаки, составляют до сих пор характерное

отличие специальной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: