Воспитанников вспомогательной школы (Н. Noll, 1927), опираясь на современную

"философию ценности", развитую В. Штерном, А. Мессером, Н. Мейнингом, Г.

Риккертом (9) и другими авторами. Если такие попытки еще относительно редки, то

Тенденции к тому или иному философскому оформлению легко обнаружить почти во

Всякой сколько-нибудь значительной новой научной работе по дефектологии.

Помимо тенденции к философскому оформлению, перед современной дефектологией

Встают совершенно конкретные отдельные проблемы. Их разрешение составляет

Предмет большинства дефектологических исследований.

Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им.

Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие

Форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим

Своеобразием и объясн ить его, установить циклы и метаморфозы развития, его

Диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают

Проблемы практические: как овладеть законами этого развития.

В настоящей статье и сделана попытка критически наметить основные проблемы

Современной дефектологии в их внутренней связанности и единстве под углом зрения

Тех философских идей и социальных предпосылок, которые положены в основу нашей

Теории и практик и воспитания.

2.

Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом,

Есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и

Формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение,

Слабость, умаление ра звития; с другой - именно потому, что он создает

Трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное

Положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для

Выработки компенсации. Поэтому динамическое и зучение дефективного ребенка не

Может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно

Включает учет компенсаторных- замещающих, надстраивающихся, выравнивающих

Процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной меди цины важна не

Болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по

Себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Туберкулез, например, характеризуется

Не только стадией процесса и тяжестью заболевания, но и реакцией организма на

Болезнь, степенью компенсации или декомпенсации процесса. Так, реакция организма

И личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: