Без учета этого фактора вся картина развития, диагноз и прогноз будут наверняка

Неполны. Оставим сейчас вопрос о т ом, сколько главнейших типов интеллектуальной

Деятельности мы должны различить - два, три или больше, каковы качественные

Особенности каждого типа, каковы критерии, позволяющие отграничить один тип от

Другого. Ограничимся указанием на глубокое качеств енное различие практического

И теоретического (гностического) интеллекта, установленное рядом

Экспериментальных исследований. В частности, блестящие опыты Богена над

Нормальными и слабоумными детьми с несомненностью вскрыли, что способность к

Разумном у практическому действованию представляет особый и независимый тип

Интеллекта; очень -интересны устанавливаемые автором различия в этой области

Нормальных и дебильных детей (О. Lipmann, Н. Bogen, 1923).

Учение о практическом интеллекте сыграло и еще долго будет играть

Революционизирующую роль в теории и практике дефектологии.

Оно ставит проблему качественного изучения слабоумия и его компенсации,

Качественного определения общего интеллектуального раз вития. У глухонемого

Ребенка, например, в сравнении со слепым, умственно отсталым или нормальным

Оказывается различие не в степени, но в типе интеллекта. О существенной разнице

В роде и типе интеллекта, когда у одного индивида превалирует один, у друг ого -

Другой тип, говорит Липманн (О. Lipmann, 1924). Наконец, и представление об

Интеллектуальном развитии изменяется: последнее теряет характер только

Количественного нарастания, постепенного усиления и повышения умственной

Деятельности, но сводится к идее перехода от одного качественного типа к

Другому, к цепи метаморфоз. В этом смысле Липманн выдвигает глубоко важную

Проблему качественной характеристики' интеллектуального возраста по аналогии с

Фазами речевого развития, установленными Штерном (1922): стадия субстанции,

Действия, отношений и т. д. Проблема сложности и неоднородности интеллекта

Показывает и новые возможности компенсации внутри самого интеллекта, а наличие

Способности к разумному действию у глубоко отсталых детей открывает огр омные и

Совершенно новые перспективы перед воспитанием такого ребенка.

6.

Самую глубокую и острую проблему современной дефектологии составляет история

Культурного развития дефективного ребенка. Она открывает для научного

исследования совершенно новый план развития.

Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав

с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: