Воспитывать эти процессы. Иначе говоря, школа должна не только при меняться к
Недостаткам такого ребенка, но и бороться с ними, преодолевать их. В этом
Заключается третья основная черта практической проблемы дефектологии: помимо
Общности целей, стоящие перед нормальной и специальной школой, помимо
Особенности и своео бразия применяемых в специальной школе средств, творческий
Характер всей школы, делающий эту школу школой социальной компенсации,
социального воспитания, а не "школой слабоумных", заставляющий ее не
Приспосабливаться к дефекту, но побеждать его, входит как необходимый момент
Проблемы практической дефектологии. Вот те три точки, которые определяют весь
Круг практической дефектологии.
Как сказано, мы ограничиваемся здесь постановкой проблем в самой общей
Форме. Мы указали, что это проблемы, к разрешению которых дефектология только
Начинает приступать, обращены к будущему больше, нежели к прошлому и настоящему
|
|
Нашей науки. Мы стреми лись показать, что дефектология изучает развитие, у
Которого есть свои законы, свой темп, свои циклы, свои диспропорции, свои
Метаморфозы, свое перемещение центров, свои структуры; что это есть особая и
Относительно самостоятельная область знания о гл убоко своеобразном предмете. В
Области практической, в области воспитания, как стремились мы показать,
Дефектология стоит перед задачами, разрешение которых требует творческой работы,
Создания особых, форм. Для разрешения тех и других проблем дефектол огии
Необходимо найти прочный фундамент и для теории, и для практики. Чтобы не
Строить на песке, чтобы избежать эклектического и поверхностного эмпиризма,
Который отличал ее в прошлом, чтобы перейти к творчески положительной педагогике
От больнич но-лекарственной, дефектология должна опереться на философский
Диалектико-материалистический фундамент, на котором строится наша общая
Педагогика, и на фундамент социальный, на котором строится наше социальное
Воспитание. Это и есть проблема нашей деф ектологии.
Глава первая
Дефект и компенсация
(Некоторые авторы употребляют в том же смысле термин "перекомпенсация")
1.
В тех системах психологии, которые в центр ставят понятие целостной личности,
идея сверхкомпенсации играет доминирующую роль. "Что меня не губит, делает меня
сильнее", - формулирует эту идею В. Штерн, указывая, что из слабости возникает
Сила, из недос татков - способности (W. Stern, 1923, с. 145). Широко
Распространенное и очень влиятельное в Европе и Америке психологическое