Ребенка. Все это, как уже сказано, спорно, но два момента, которые делают подобное

Все это, как уже сказано, спорно, но два момента, которые делают подобное

Сближение психологически возможным, привлекают внимание.

Первое - диалектический характер нового учения; второе - социальная основа

Психологии личности. Адлер мыслит диалектически: развитие личности движется

Противоречием; дефект, неприспособленность, малоценность - не только минус,

Недостаток, отрицательная величина, но и стимул к сверхкомпенсации. Адлер

Выводит «основной психологический закон о диалектическом превращении

Органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в

Психические стремления к компенсации и сверхкомпенса ции». (А. Adler,

С. 57). Этим он позволяет включить психологию в контекст широких

Биологических и социальных учений; ведь все истинно научное мышление движется

Путем диалектики. И Ч. Дарвин (5) учил, что приспособление возникает из неприсп

Особленности, из борьбы, гибели и отбора. И Маркс, в отличие от утопического

Социализма, учил, что развитие капитализма неизбежно ведет через преодоление

Капитализма диктатурой пролетариата к коммунизму, а не уводит от него в сторону,

Как кажется пове рхностному взгляду. Учение Адлера тоже хочет показать, как

Целесообразное и высшее с необходимостью возникает из нецелесообразного и

Низшего.

Психология личности окончательно порывает с "биологическим статизмом в

подходе к характеру", как правильно отмечает А. Б. Залкинд, и является

"действительно революционным характерологическим течением" (1926, с. 177), так

Как, в противовес учению Фрейда, на место биологического фатума ставит движущие

И формирующие силы истории и социальной жизни (там же). Учение Адлера становится

В оппозицию не только к реакционно-биологическим схемам Э. Кречмера (6), для

которого врожденная конституция определяет строение тела, характер и "все

Дальнейшее развитие человеческого характера есть лишь пассивное развертывание

того основного биологического типа, который врожденно присущ человеку" (там же,

С. 174), но учение Адлера оппозиционно и по отношению к характ ерологии Фрейда.

Его отделяют от последнего две идеи: идея социальной основы развития личности и

Идея финальной направленности этого процесса. Индивидуальная психология отрицает

Обязательную связь характера и вообще, психологического развития личности с

Органическим субстратом. Вся психическая жизнь индивида есть смена боевых

Установок, направленных к разрешению единой задачи - занять определенную позицию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: