Преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по

Себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы. Так что оно диаметрально

Противоположно христианским идеям о немощах. Не нищета, но потенциальное

Богатство духа, нищета как импульс к ее преодолению, к накоплению называ ются

Здесь благом. Идеал силы и мощи сближает Адлера с Ф. Ницше (7), у которого

Индивидуальная психология показана как воля к власти, могуществу, как первичное

Стремление. Учение о социальной полноценности как конечной точке

Сверхкомпенсации одинаково четко отделяет психологию и от христианского идеала

Слабости, и от ницшеанского культа индивидуальной силы.

В-третьих, учение о сверхкомпенсации дефекта необходимо отграничить от старой

Наивно-биологической теории компенсации органов, или, иначе, от теории викариата

Органов чувств. Несомненно, что в ней уже заключалось первое научное

Предчувствие той истины, что выпадение функции дает толчок к развитию других

Заступающих ее место функций. Но это предчувствие выражено наивно и искаженно.

Отношения между органами чувств прямо приравниваются к отношениям между парными

Органами; осязание и слух якобы прямо компенсируют выпавшее зрение, как здоровая

Почка заболевшую; органический минус механически покрывается органическим же

Плюсом, и остается неясным при таком перепрыгивании через все

социально-психологические инстанции, что побуждает ухо и кожу к компенсации:

Ведь выпадение зрения не затрагивает жизненно необходимых отправлений. Практика

И наука давно разоблачили несостоятельность этого учения.

Фактическое исследование показало, что у слепого ребенка не происходит

Автоматического повышения осязания или слуха за счет недо стающего зрения (К.

Bürklen, 1924). Напротив, не зрение само по себе замещается, а возникающие

Из его отсутствия затруднения разрешаются путем развития психической надстройки.

Так, мы встречаемся с мнением о повышенной памяти, повышенном внимании,

Повышенных речевых способностях слепых. Именно в этом видит А. Петцельд (8),

Которому принадлежит лучшая работа по психологии слепых (A. Petzeld, 1925),

Основную черту сверхкомпенсации. Самое характерное для личности слепого,

Полагает он, возможность при помощи речи усвоить социальный опыт зрячих. X.

Гризбах показал, что догма викариата чувств не выдержала критики, и "слепой был

Настолько же приближен к обществу зрячих, насколько он был удален от него

теорией викариата" (там же, с. 30-31). Зерно истины действительно есть в этой

Теории; оно заключено в понимании того, что всякий дефект не ограничивается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: