Жизнь подсказала необходимость устной речи, если бы вообще нормально ставился
Вопрос трудового обучения, тогда можно было бы быть уверенным, что усвоение
Устной р ечи в школе глухонемых не представляло такой трудности. Всякий метод
Может быть доведен до абсурда. Это и случилось с устным методом в нашей школе.
Правильно разрешен этот вопрос может быть только тогда, когда мы поставим его во
Всей широте, как вопро с социального воспитания в целом. Вот почему мне
Представляется, что вся наша работа должна быть пересмотрена с начала до конца.
Те же выводы заставляет сделать и постановка трудового воспитания у слепых.
Труд преподносится детям в искусственно препарированном виде, из труда
Исключаются его организационно-коллективные элементы: эти функции принимают на
Себя зрячие, а слепой тол ько исполняет работу в одиночку. Какие же результаты
Могут быть, когда ученик - только исполнитель, за которого организационная
|
|
Работа исполняется другим и который не привык к сотрудничеству в труде,
Оказывается инвалидом по выходе из школы? Если бы б ыла школа, вводящая в жизнь
Слепого производственно-профессиональный труд, из которого не был бы изгнан
Самый ценный в воспитательном отношении социально организованный момент, тогда
Мы имели бы совсем другой эффект в трудовой выучке слепых. Поэтому м не
Представляется, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить
Исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики. Вся проблема
Чрезвычайно проста и ясна. Никто и не вздумает отрицать необходимости
3.
Перейдем к умственно отсталым детям. И здесь основная проблема та же: связь
Специального и общего воспитания. Здесь как будто воздух свежее, сюда проникли
Уже новые идеи из общей школы. Но и здесь основной вопрос остается не
Разрешенным до сих пор, и здесь, тощие коровы специального обучения пожирают
Тучных коров общего воспитания всякого человеческого ребенка. Чтобы показать
Это, остановлюсь на том, как разрешается этот вопрос в книге А. Н. Граборова
"Вспомогательная школа" (1925), в лучшей книге, самой передовой из всех,
Которыми мы располагаем в данной области. Скажу заранее: и здесь вопрос решается
В основном по старинке - в пользу тощих коров. Автор глубоко прав, говоря, что
Методы, выработанные в практике воспитания умственно отсталых де тей, имеют
Значение не только для вспомогательной школы, но и для общей школы.
Тем важнее возможно отчетливее и яснее отчеканить принципиальные положения