(1907). Таким образом, слепота, лишающая только "голого физического стимула", не
закрывает наглухо окон в мир, не лишает "полной реальности". Она лишь заставляет
Социальное истолкование этих физических стимулов перенести на другие стимулы и
Связать с ними. Она может быть компенсирована в большей мере другими стимулами.
Важно научиться читать, а не просто видеть буквы. Важно узнавать людей и
Понимать их состояние, а не смотреть им в глаза. Работа глаза выступает в конце
Концов в подчиненной роли орудия для какой-либо деятельности и может быть
Заменена работой другого орудия. Совершенно справедлива мысль А. В. Бирилева,
Что слепой может пользоватьс я глазом другого человека, чужим опытом как орудием
Зрения. Здесь чужой глаз выступает в роли прибора или инструмента, вроде
Микроскопа или телескопа. Когда нам говорят, что изучение оптических явлений для
слепого "возможно при условия использования д ругого человека в качестве орудия
|
|
опыта, для ознакомления с исследуемым явлением" (А. В. Бирилев, 1924, с. 90), то
Здесь утверждается гораздо более широкая и важная истина, нежели только
Методическое правило, как проходить в школах для слепых одну из глав физики.
Здесь устанавливается, независимо от ближайших практических выводов, та важная
Мысль, что такие вопросы, которые кажутся абсолютно неразрешимыми в круге
Индивидуального воспитания слепого ребенка, оказываются разрешимыми, как только
Привл екается другой человек.
В этом заключается целительный прыжок (salto vitale) тифлопедагогики и всякой
Специальной педагогики - выход за пределы индивидуалистической педагогики, из
того "дуэта" между учителем и учеником, который лежал в основе традиционного
Воспитания. Как то лько к тифлопедагогическому процессу привлечен новый элемент
- опыт другого человека, использование чужого глаза, сотрудничество со зрячим, -
Так сейчас же мы оказываемся на принципиально новой почве и слепой приобретает
Свой микроскоп и телескоп, которые безмерно расширяют его опыт и тесно вплета ют
Его в общую ткань мира.
Психологически задача воспитания слепого сводится теперь к тому, чтобы всю
Специальную символику и сигнализацию связать с другими анализаторами - кожными,
Слуховыми и т. д. Только этим и отличается тифлопедагогика от общей педагогики.
Часть условных с вязей передается на кожный или другой какой-либо анализатор.
Слепой читает, ощупывая пальцами выпуклые точки, - важно, что он читает, читает