Становится человеком только благодаря человечес кой общности. Отдельный

человек - это, собственно, лишь абстракция, подобно атому в физике..." (1911, с.

Даже человеческое восприятие не развивалось бы у человека вне

Человеческой общности. Именно речь является основой и носительницей такого

Социального опыта; даже размышляя в одиночестве, мы сохраняем фикцию общения.

Иначе говоря, без речи нет ни сознания, ни самосознания. Что сознание возникает

Из социального опыта, можно легко убедиться именно на примере глухонемых. Так ли

Это или не так - во всяком случае обучать глухонемого речи означает не только

Давать ему возможность общаться с людьми, но и развивать в. нем сознание, мысль,

Самосознание. Это возвращение его в человеческое состояние.

Итак, мимика осуждена с научной и социальной точек зрения. Однако и

Дактилология (письмо в воздухе, методический язык знаков, ручная азбука) сама по

Себе оказывается недостаточной для обучения глухонемого. Она все же остается

Языком, не понятным для о кружающих, и ставит между немыми и миром посредующее

Звено в виде человека, понимающего эту речь и служащего как бы переводчиком ее

На общий язык.

Предлагалось вводить ручную азбуку и мимику в качестве вспомогательного

приема обучения речи. Таковы были теоретические соображения В. Штерна и других;

Такова же была практика некоторых американских школ. Опыт с несомненностью

Показал, что мимика несо вместима с устной речью, что по психофизиологическим

Законам мимика вытесняет устную речь. И. Гейдзик (7), прежде сам горячий

сторонник мимики, позже называл мимику в школах глухонемых "лисой в курятнике",

а школы с комбинационными методами - "ни рыбой ни мясом" (цит. по кн.: Ф. Вернер

(8), 1909, с. 48), потому что в них нет метода. Ф. Вернер достаточно убедительно

Показал, что средство мышления и средство общения должно быть одним и тем же

(1909). Аббат Ш. Делепе (9) говорил: "Наш язык - не их яз ык" (цит. по кн.:Ф.

Вернер, 1909). Задача чистого устного метода в том и состоит, чтобы привить

Глухим наш язык. Итак, остается чистый устный метод как единственно могущий

Возвратить глухонемого человечеству. Однако этот метод бесконечно труден для де

Тей. Только благодаря исключительной жестокости он мог удерживаться и

Развиваться в немецкой школе. Исключительная и неслыханная жестокость -

Неизбежный спутник чистого устного метода, ибо, как признают сами его защитники,

"из всех методов обучения ус тный метод более всего противоречит природе

Глухонемого, но ни один из методов не в состоянии возвратить глухонемого

человеческому обществу так, как это может сделать устный метод" (Ф. Вернер,

С. 55).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: