Его концентрации (там же).
Можно было бы показать на каждой главе психологии слепых то же самое, что мы
Наметили сейчас на примерах памяти и внимания. И эмоции, и чувства, и фантазия,
И мышление и прочие процессы психики слепого подчинены одной общей тенденции к
Компенсации сле поты. Это единство всей целевой жизненной установки Адлер
называет лейтлинией жизни - единым жизненным планом, который бессознательно
Осуществляется во внешне отрывочных эпизодах и периодах и пронизывает их как
общая нить, служа основой для биографии личности. "Поскольку с течением времени
Все душевные функции протекают в избранном направлении, все душевные процессы
Получают свое типическое выражение, постольку образуется сумма тактических
Приемов, устремлений и способностей, которые покрывают соб ой и очерчивают
определившийся жизненный план. Вот это мы и называем характером" (О. Рюле, 1926,
С. 12). Вопреки теории Кречмера, для которого развитие характера есть лишь
|
|
Пассивное развертывание того основного биологического типа, который врожденно п
Рисущ человеку, учение Адлера выводит и объясняет структуру характера и личности
Не из пассивного развертывания Прошлого, а из активного приспособления к
Будущему. Отсюда основное правило для психологии слепых: не из частей может быть
Объяснено и поня то целое, а из целого могут быть постигнуты его части.
Психология слепых может быть сконструирована не из суммы отдельных особенностей,
Частных уклонений, единичных признаков той или иной функции, но сами эти
Особенности и уклонения становятся понятными только тогда, когда мы будем
исходить из единого и целого жизненного плана, из лейтлинии слепого и определять
Место и значение каждой особенности и отдельного признака в этом целом и в связи
С ним, т. е. со всеми остальными признаками.
До сих пор наука располагает очень немногими попытками исследовать личность
Слепого в целом, разгадать его лейтлинию. Исследователи подходили к вопросу
Большей частью суммарно и изучали частности. К числу таких синтетических опытов,
Наиболее удачных, относится упоминавшаяся выше работа А. Петцельда. Его основное
Положение: у слепых на первом месте стоит ограниченность в свободе движений,
Беспомощность в отношении пространства, которая, в отличие от глухонемых,
Позволяет сейчас же узнать слепого. З ато остальные, силы и способности слепых
Могут полноценно функционировать в такой мере, в какой мы не можем заметить
Этого у глухонемых. Самое характерное в личности слепого-противоречие между