До известной степени всегда должен распределять свое слуховое внимание в ущерб

Его концентрации (там же).

Можно было бы показать на каждой главе психологии слепых то же самое, что мы

Наметили сейчас на примерах памяти и внимания. И эмоции, и чувства, и фантазия,

И мышление и прочие процессы психики слепого подчинены одной общей тенденции к

Компенсации сле поты. Это единство всей целевой жизненной установки Адлер

называет лейтлинией жизни - единым жизненным планом, который бессознательно

Осуществляется во внешне отрывочных эпизодах и периодах и пронизывает их как

общая нить, служа основой для биографии личности. "Поскольку с течением времени

Все душевные функции протекают в избранном направлении, все душевные процессы

Получают свое типическое выражение, постольку образуется сумма тактических

Приемов, устремлений и способностей, которые покрывают соб ой и очерчивают

определившийся жизненный план. Вот это мы и называем характером" (О. Рюле, 1926,

С. 12). Вопреки теории Кречмера, для которого развитие характера есть лишь

Пассивное развертывание того основного биологического типа, который врожденно п

Рисущ человеку, учение Адлера выводит и объясняет структуру характера и личности

Не из пассивного развертывания Прошлого, а из активного приспособления к

Будущему. Отсюда основное правило для психологии слепых: не из частей может быть

Объяснено и поня то целое, а из целого могут быть постигнуты его части.

Психология слепых может быть сконструирована не из суммы отдельных особенностей,

Частных уклонений, единичных признаков той или иной функции, но сами эти

Особенности и уклонения становятся понятными только тогда, когда мы будем

исходить из единого и целого жизненного плана, из лейтлинии слепого и определять

Место и значение каждой особенности и отдельного признака в этом целом и в связи

С ним, т. е. со всеми остальными признаками.

До сих пор наука располагает очень немногими попытками исследовать личность

Слепого в целом, разгадать его лейтлинию. Исследователи подходили к вопросу

Большей частью суммарно и изучали частности. К числу таких синтетических опытов,

Наиболее удачных, относится упоминавшаяся выше работа А. Петцельда. Его основное

Положение: у слепых на первом месте стоит ограниченность в свободе движений,

Беспомощность в отношении пространства, которая, в отличие от глухонемых,

Позволяет сейчас же узнать слепого. З ато остальные, силы и способности слепых

Могут полноценно функционировать в такой мере, в какой мы не можем заметить

Этого у глухонемых. Самое характерное в личности слепого-противоречие между


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: