Преодоления умственной отсталости, этого величайшего социального бедствия, котор
Ое осталось от классовой структуры общества. Эта задача подчиняет изучение тем
Нуждам практики, которые выдвигаются сейчас, требуют позитивного и
Дифференцированного подхода к изучению умственно отсталых детей, т. е. изучения
С точки зрения того, что характеризует такого ребенка с положительной стороны и
Содействует расчленению общей массы умственно отсталых детей.
Сейчас и лучшие буржуазные ученые признают, что сказать про ребенка
"умственно отсталый" - это все равно, что сказать про человека, что он болен, но
Не сказать при этом какой болезнью. Можно констатировать факт отсталости, но
Трудно определить сущность, происхождение и судьбу развития этого ребенка. В
Связи с этим главная задача, которая стоит перед исследователями умственной
Отсталости, - стремление помочь изучать развитие умственно отсталого ребенка и
Законы, которые управляют этим развитием.
В связи с этим мне кажется, что сегодня я должен остановиться на трех
Вопросах, которые составят содержание моего доклада. Первый вопрос: что в
Развитии умственно отсталого ребенка работает не против нас, а на нас, т.е.
Каковы те возникающие в самом развитии отсталого ребенка процессы, которые ведут
К преодолению отсталости, к борьбе с ней и поднятию ребенка на высшую сту пень?
Второй вопрос: какова структура и динамика умственной отсталости в целом? Ведь
Картина умственной отсталости не исчерпывается теми процессами, которые работают
На нас. Для того чтобы понять значение и место процессов, работающих на нас,
Нужно по нять их место и значение в общей структуре умственной отсталости.
Третий вопрос заключается в максимальных педагогических выводах, которые
Вытекают из раскрытия первого и второго. Таким образом, я буду кратко раскрывать
Эти три основных вопроса.
Общие предпосылки, из которых я исхожу и которые, мне кажется, должны быть
Положены в основу научного изучения развития умственно отсталого, - это
Представление о единстве законов развития нормального и умственно отсталого
Ребенка. Конечно, это положе ние отнюдь не отрицает того факта, что законы
Развития умственно отсталого ребенка приобретают качественно своеобразное
Специфическое выражение и что задача не ограничивается установлением их
Единства; задача заключается в том, чтобы показать, как еди ные по существу,
Принципиально единые законы развития ребенка получают свое конкретное,