'"наглядными" приемами. Именно потому, что отсталый ребенок с трудом приходит к
Отвлеченному мышлению, школа должна развивать это умение всеми возможными
Средствами. Задача школы, в конце концов, не в том, чтобы приспосабливаться к
Дефекту, но в том, чтобы преодолевать его. Отсталый ребенок больше, нежели
Нормальный, нуждается, чтобы школа развила в нем начатки мышления, ибо,
Предоставленный сам себе, он не овладеет им. В этом смысле попытка наших
Программ дать умственно отсталому ребенку научное мировоззрение, вскрыть перед
Ним связи между основными жизненными явлениями, связи неконкретного поря дка,
Выработать у него в школе сознательное отношение ко всей будущей жизни есть для
Лечебной педагогики опыт исторического значения.
Хорошо известно, какие трудности представляет для специальной школы проблема
Сенсомоторной культуры и технической ортопедии. Упражнения органов чувств и
Движений ребенка в традиционной школе превратились в систему искусственных,
Изолированных, неинтер есных для детей и поэтому тягостных занятий - вроде
Уроков тишины, изучения запахов, различения шумов и т. д. Выход и наша и
Иностранная школы видят в растворении всех этих упражнений в игре, труде и
Других занятиях детей. Например, фруктовый сад и ог ород представляют
Безграничное поле для всевозможных упражнений ребенка, для развития его чувств и
Движений. Метеорологические наблюдения, конструкция барометров и термометров,
Ознакомление с элементарной физикой, изучение жизни растений и животных, н
Ачатки естествознания, моделирование растительных и животных форм, пользование
Орудиями труда и т. д. - всё это может быть сконцентрировано, как вокруг
Стержня, вокруг работы в огороде, в саду; сенсомоторные упражнения, включенные в
Эту увлекательную работу, теряют свой искусственный, тягостный для детей
Характер.
Трудное детство
Психология трудного ребенка представляет одну из актуальнейших проблем,
разрабатываемую с разных сторон, потому что понятия "трудный ребенок" и
"трудновоспитуемый ребенок" очень широкие. Здесь мы фактически встречаемся с
Такими категориями детей, кото рые глубоко разнятся друг от друга и которых
Объединяет только один отрицательный признак: все они представляют трудности в
воспитательном отношении. Поэтому термин "трудный ребенок" или
"трудновоспитуемый ребенок-термин не научный, не представляющий никакого
Определенного психологического или педагогического содержания. Это общее