Интеллектуальной отсталости. Здесь сама отсталость и ее компенсация могут
Протекать независимо одна от другой и даже переходить в антитезу настолько, что
Одно звено представляет собой компенсацию другого, ущербленного звена. Это будет
Называться практическим интеллектом. Практическим интеллектом современные
Психологи условно называют способность животного или ребенка к разумным
Действиям. Исследование В. Келера над обезьяной показало, что способность к
Целесообразному действию не обязательно связана со способностью ра зумного
Рассуждения. Наблюдения говорят, что ребенок, который в теоретическом отношении
Кажется глубоко отсталым, в отношении практического интеллекта, практического
Действия оказывается значительно впереди. В области практического
Целесообразного дей ствия он продвинулся гораздо дальше, чем в теоретическом
Развитии. Липманн применил методику Келера к исследованию имбецилов и нашел, что
|
|
При огромной интеллектуальной отсталости их практический разум оказался
Значительно выше интеллектуального; целая группа этих детей оказалась способной
К разумному действию. Липманн ставил чрезвычайно интересный опыт: он предлагал
Испытуемым разрешить одну и ту же задачу сначала действием, а затем
Теоретически. Задача заключалась в том, чтобы снять какой-то предм ет с
Качающейся подставки. Когда испытуемый подходил к предмету и пробовал его
Достать, результат был один, когда же он начинал рассуждать, характер
Рассуждений был иной. Испытуемый не мог теоретически разрешить головоломки,
Практически же он прекрасн о ее разрешал. Изучение интеллекта умственно отсталых
Детей уже давно показало, что очень часто на практике ребенок бывает гораздо
Более находчив, чем в теории, что он умеет целесообразно действовать и гораздо
лучше "думать" руками, чем головой. Некоторые исследования показали, что
Практический и теоретический интеллект могут находиться в обратном отношении
Друг к другу и что именно из-за недостаточности абстрактног о мышления у ребенка
Усиленно развивается практический интеллект, и наоборот.
Позволю себе пояснить это относительно культурного развития. И культурное
Развитие, и практический интеллект связаны с использованием культурных способов
Мышления, в частности словесного мышления. В последнее время выделена форма
Детского мышления, пр оливающая свет на проблему культурного развития, - детская