2.
Логика развития характера та же, что и логика всякого развития. Все, что
Развивается, развивается по необходимости. Ничто не совершенствуется и не идет
вперед из внутреннего "витального порыва", о котором говорит философия А.
Бергсона (3). Было бы чуд ом, если бы характер развивался не под давлением
Необходимости, которая вынуждает и толкает его к развитию. В какой же
Необходимости заложены движущие силы развития характера? На этот вопрос
Существует только один ответ: в той, которая является основн ой и определяющей
Необходимостью всей человеческой жизни, - в необходимости жить в исторической
Социальной среде и перестраивать все органические функции в согласии с
Требованиями, предъявляемыми этой средой. Только в качестве определенной
Социальной единицы может существовать и функционировать человеческий организм.
Это положение взято за исходную точку в системе индивидуальной психологии
(социальной психологии личности) А. Адлера. Мы оставим здесь в стороне вопрос об
|
|
Отношении этого учения к марксистской философии, как вопрос сложный, спорный и,
Главное, требующ ий особого и специального исследования. Основные философские
Позиции Адлера искажены метафизическими элементами. Характерологический интерес
Представляет лишь практика Адлера. С полным основанием Адлер называет это учение
Позиционной психологией в глу бочайшем смысле слова, в отличие от
Диспозиционной: первая исходит в психологическом развитии из социальной позиции
Личности, вторая - из органической диспозиции, т. е. предрасположения. Здесь
понятию характера возвращается его первоначальный смысл. " Характер" значит
по-гречески "чекан".
Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее,
Откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную
Позицию. Он есть отложение основной линии, лейтлинии жизни, бессознательного
жизненного плана, единого жизненног о направления всех психологических актов и
Функций. В связи с этим для психолога становится обязательным понимание как
Каждого психологического акта, так и характера человека в целом не только в
Связи с прошлым личности, но и с ее будущим. Это можно н азвать финальной
Направленностью нашего поведения. Как кадр в фильме, изображающий один момент
Движения, непонятен без последующих моментов, вне движения в целом, как
Траектория пули определена конечной точкой или прицелом, так точно всякий