Поведения, к выработке условных реакций, или условных рефлексов. Со стороны
Физиологической принципиально не существуе т никакой разницы между воспитанием
Дефективного ребенка и воспитанием нормального ребенка. Одно из важнейших для
Педагогики положений современной экспериментальной физиологии гласит, что
Условные формы поведения (условные рефлексы) завязываются прин ципиально
Одинаковым образом с различных органов чувств. Условный рефлекс может быть
Воспитан с глаза так же, как с уха, с уха так же, как с кожи. Важно ведь не то,
Чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать. Важно, что слепой читает
Соверш енно таким же образом, каким читаем и мы, и обучается этому так же, как
Нормальный ребенок. Поэтому формула Куртмана, гласящая, что слепого, глухого и
Слабоумного нельзя мерить той же мерой, что и нормального, должна быть заменена
Как раз обратной: к слепому, глухонемому и т. п. ребенку, с точки зрения
|
|
Психологической и педагогической, должно и можно подходить о той же мерой, что и
К нормальному. Однако способ развития и воспитания у дефективного ребенка
Существенно иной, чем у нормального, и поэт ому техника обучения ребенка с
Дефектом при абсолютном принципиальном тождестве психологической природы этого
Процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глубоким
Своеобразием. Читать глазом и читать пальцем - принципиально одно и то же, но
Технически глубоко отлично одно от другого. Это и вызывает необходимость
Создания специальной системы воспитания и обучения дефективного ребенка (сурдо-
И тифлопедагогики, т. е. педагогики слепого и глухого ребенка, и т. д.). Разница
Символи ки, способа, техники, формальных навыков при абсолютном тождестве
Содержания всякого воспитательного и образовательного процесса - таков основной
Принцип специального воспитания.
Социально-психологическая основа воспитания ребенка с дефектом. Всякий
Телесный недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но
Сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок есть прежде всего
Особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое,
Какк другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную
Позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты,
Определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника
Жизни, все функции общественного бытия перестраиваются; физический дефект в