основных линий этого плана.
Первое, из чего мы исходили при построении плана, - признание неразделимой
Связи между педологией трудного детства и остальной педологической работой. Эта
Теснейшая связь и органическое включение проблемы трудного детства в общую
Систему советской пед ологии - основное завоевание предшествующего развития
Нашего отдела науки, а следовательно, и краеугольный камень для построения всей
Дальнейшей работы. Педология трудного детства рассматривается не как область,
Находящаяся вне общих законов развития ребенка и вне общих целей и задач его
Воспитания, не как оторванная от метрополии научная колония, живущая
Самостоятельной жизнью и управляющаяся по своим законам, а как та же общая
Педология, но примененная к особенностям детского материала, который обычно
Называют трудным.
Связь педологии трудного детства с общей педологией охватывает два отдельных
Момента. Первый заключается в том, что педология трудного детства разрабатывает
На специфическом детском материале такие проблемы, которые имеют первостепенное
Значение и для общей педологии. Подобно тому как, по известному выражению,
Патология рождает физиологию, основные законы детско го развития и воспитания
Обнаруживаются с наибольшей отчетливостью тогда, когда они изучаются в формах,
Отклоняющихся от общего пути. Изучение испорченного механизма, нарушенного в
Своем течении процесса, является эквивалентом искусственного экспериме нта и
Представляет как бы природный эксперимент, позволяющий проникнуть наиболее
Глубоко в устройство данного механизма и в законы, управляющие течением данного
Процесса.
Такие общие проблемы педологии, как проблема пластичности, изменчивости
Детского организма, его воспитуемости, социальной обусловленности развития
Личности в целом и ее отдельных сторон, такие более частные проблемы, как
Проблема умственного развития и одаренности, образования характера, развития
Речи, подвергаются как бы экспериментальному исследованию тогда, когда мы
Обращаемся к экспериментам, поставленным самой природой, изучая развитие и
Воспитание умственно отсталого, глухонемого, психопатич еского ребенка. Мы
Думаем, что то же значение, которое патология приобрела для анатомии и
Физиологии человеческого организма, педология трудного детства должна приобрести
Для общей педологии.
Осознание внутренней связи между общей педологией и педологией трудного