Все современное психологическое исследование ненормального ребенка проникнуто
Той основной идеей, что картина умственной отсталости и других форм
Ненормального развития ребенка представляет в высшей степени сложное строение.
Ошибочно думать, что из де фекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно
Могут быть выделены все решительно симптомы, характеризующие картину в целом. На
Самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина,
Имеют очень сложное строение. Они обнаруживают чрезвычайно запутанную
Структурную и функциональную связь и зависимость и, в частности, п оказывают,
Что наряду с первичными особенностями такого ребенка, вытекающими из его
Дефекта, существуют вторичные, третичные и т. д. осложнения, вытекающие не из
Самого дефекта, но из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные
Синдромы ненор мального ребенка, как бы сложная надстройка над основной картиной
|
|
Развития. Умение отличить основное и добавочное, первичное и вторичное в
Развитии ненормального ребенка-необходимое условие не только для правильного
Теоретического понимания интересующ ей нас проблемы, но и для практических
Действий.
Как бы ни показалось парадоксальным это положение, но все научные тенденции
Современной дефектологии, если взять их практические выводы, ориентируют нас в
Чрезвычайно неожиданном, с точки зрения традиционной, практики, направлении. Они
Учат нас, что н аибольшие возможности развития ненормального ребенка заложены
Скорее в области высших, чем низших функций. Долгое время в дефектологии
Молчаливо признавался в качестве основной предпосылки закон Т. Рибо, X. Джексона
И других, гласящий, что порядок пат ологического разрушения обратный по
Сравнению с порядком построения функций. То, что позже всего возникает в
Процессе развития, раньше всего страдает в процессе распада. Процесс развития и
Процесс распада связаны, таким образом, как бы обратным отноше нием.
С этой точки зрения естественно, что распад при ряде патологических процессов
Начинается именно с высших, наиболее поздних, наиболее сложных функций, оставляя
Вначале в стороне и не затрагивая низших. В применении к недоразвитию этот закон
Понимался с ледующим образом: сфера высших психологических функций навсегда
Признавалась закрытой и недоступной для ненормального ребенка, а все
Педагогические устремления были направлены на совершенствование и продвижение