Обезьяны и умом самого примитивного человека: во-первых, отсутствие речи и,
Во-вторых, очень ограниченная жизнь во времени.
Бессловесность, по словам Ливднера, глухонемой ребенок разделяет с
Антропоидом. Правда, у ребенка есть мимический язык, но, согласно наблюдениям
Автора, у 14-15-летних детей этот язык достигает той ступени развития, которую
Можно сравнить только с устной речью ребенка двух с половиной лет. Второй,
Отмеченный Кодером момент, т. е. ограниченная жизнь во времени, также не
разделяет глухонемого ребенка и антропоида, по мнению Линднера:
Глухонемой-всецело существо настоящего.
Только в одном пункте Линднер увидел знаменательное различие: в области
Моторной ловкости руки и ее формирующей способности. За исключением этого
Момента, сравнение глухонемого ребенка со слышащим и с антропоидом показывает,
По словам автора, что насл едственных задатков недостаточно для того, чтобы в
Самом существенном сформировать человека. Старое положение философов выступает
|
|
Перед нами в новом свете, и прежде всего не в том, в каком оно обычно
Понималось. Глухонемой не является животным, ибо человеческая природа заключена
В его наследственных задатках, но эти задатки не в состоянии соб ственной силой
Поднять его сколько-нибудь существенно над ступенью животного. До тех пор пока
Отсутствовало обучение глухонемых детей устной речи, их задатки не развивались,
И сейчас еще они очень редко достигают полного развития.
Ошибка всех приведенных рассуждений кроется в том, что вопрос ставится вне
Социального развития, вне воспитания глухонемого ребенка. Между тем весь вопрос
О человеческой природе глухонемого ребенка есть в сущности вопрос социальной
Практики его воспит ания. На место метафизических построений умозрительного
Характера и эмпирических исследований, основывающихся на внешнем сходстве
Улавливаемых признаков, выдвигается критерий педагогической практики,
Единственно способный привести нас к правильной ист орической постановке
Проблемы развития глухонемого ребенка.
Глубочайшие проблемы мышления и речи, структуры и динамики социального
Развития личности и ее высших психических функций, образования характера и
Многие другие вопросы, непосредственно связанные с проблемой глухонемоты,
Намеренно не рассмотрел в этой книге, что вполне соответствует ее задачам и
Характеру. Перед нами не теоретическое исследование, а практическое руководствок
Воспитанию глухонемого ребенка.