Два момента, в которых видит существенное отличие между интеллектом антропоидной

Обезьяны и умом самого примитивного человека: во-первых, отсутствие речи и,

Во-вторых, очень ограниченная жизнь во времени.

Бессловесность, по словам Ливднера, глухонемой ребенок разделяет с

Антропоидом. Правда, у ребенка есть мимический язык, но, согласно наблюдениям

Автора, у 14-15-летних детей этот язык достигает той ступени развития, которую

Можно сравнить только с устной речью ребенка двух с половиной лет. Второй,

Отмеченный Кодером момент, т. е. ограниченная жизнь во времени, также не

разделяет глухонемого ребенка и антропоида, по мнению Линднера:

Глухонемой-всецело существо настоящего.

Только в одном пункте Линднер увидел знаменательное различие: в области

Моторной ловкости руки и ее формирующей способности. За исключением этого

Момента, сравнение глухонемого ребенка со слышащим и с антропоидом показывает,

По словам автора, что насл едственных задатков недостаточно для того, чтобы в

Самом существенном сформировать человека. Старое положение философов выступает

Перед нами в новом свете, и прежде всего не в том, в каком оно обычно

Понималось. Глухонемой не является животным, ибо человеческая природа заключена

В его наследственных задатках, но эти задатки не в состоянии соб ственной силой

Поднять его сколько-нибудь существенно над ступенью животного. До тех пор пока

Отсутствовало обучение глухонемых детей устной речи, их задатки не развивались,

И сейчас еще они очень редко достигают полного развития.

Ошибка всех приведенных рассуждений кроется в том, что вопрос ставится вне

Социального развития, вне воспитания глухонемого ребенка. Между тем весь вопрос

О человеческой природе глухонемого ребенка есть в сущности вопрос социальной

Практики его воспит ания. На место метафизических построений умозрительного

Характера и эмпирических исследований, основывающихся на внешнем сходстве

Улавливаемых признаков, выдвигается критерий педагогической практики,

Единственно способный привести нас к правильной ист орической постановке

Проблемы развития глухонемого ребенка.

Глубочайшие проблемы мышления и речи, структуры и динамики социального

Развития личности и ее высших психических функций, образования характера и

Многие другие вопросы, непосредственно связанные с проблемой глухонемоты,

Намеренно не рассмотрел в этой книге, что вполне соответствует ее задачам и

Характеру. Перед нами не теоретическое исследование, а практическое руководствок

Воспитанию глухонемого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: