Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей

Этногенез – это масштабные совокупности событий и факторов, в результате которых формируются целые народы. Для любого народа это сложный и запутанный процесс, который происходит в течение многих веков или тысячелетий, охватывая все сферы человеческой деятельности. Это противоречивый ход истории народности, изучая который, можно проследить развитие определенного этноса с самого его появления и до сегодняшнего дня.

Термин «этногенез» образован из двух греческих корней: «этнос» – племя или народ, «генезис» – происхождение или появление. Таким образом, этногенез – это наука, описывающая процессы, в результате которых возникают народности и этнические группы людей. Но когда эти группы сформировались, этногенез не завершился. Сложившиеся этносы стали меняться с помощью ассимиляции с другими этническими группами, а также посредством разделения и отсоединения из имеющихся групп новых.
Когда меняется хотя бы одна из них, уже можно говорить о том, что происходят этногенетические изменения.

Именно по этой причине невозможно изучать этногенез в «чистом» виде.
Под воздействием процессов, которые относят к этногенезу, народы приобретают новый облик, черты которого относятся к разным областям деятельности: материально-бытовым, духовным, психологическим, культурным. Также развиваются характерные черты внешности, свойственные определенным народам. Однако наиболее важным моментом здесь является самосознание, которое формируется у людей как у членов этнической общности, к которой они себя относят.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить, только начиная с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

Если применить гипотезу о едином центре происхождения человечества, то, возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей шло их расселение по новым территориям (вначале по тропикам и субтропикам, затем по менее благоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процесс расселения шел на протяжении тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению, как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными становились эти признаки.

Аналогичные процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения расселялись люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе С.П.Толстова о «первичной языковой непрерывности», те многочисленные языки, на которых говорило человечество на заре своей истории, произошли из единого центра и постепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерывную сеть.

Косвенным подтверждением этой гипотезы служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранились до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики, однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. Таким образом, в языке-основе постепенно образовывались диалекты, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.

Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории (переселение предков американских индейцев из Азии в Америку).

В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот принимает чрезвычайно многообразные формы, особенно в тех случаях, когда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении следует подходить дифференцированно ко всем аспектам этногенеза: изменениям языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание.

В процессе этногенеза во все времена была и остается непреходящей роль языка, как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса. Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков, как правило, означает родство их носителей. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков.

При этом важными оказывались обстоятельства и причины, предопределявшие победу одного языка над другим. Решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействующих этнических общностей. Хорошо известно, что отсутствие письменности особенно благоприятствует смене языков. Как свидетельствуют многочисленные материалы из истории бесписьменных народов, последние в наибольшей степени подвержены языковой интеграции, связанной с переходом на язык другого этноса. Однако истории известно много примеров, когда в этногенезе взаимодействовали две бесписьменные этнические общности. В этом случае бесписьменность становится лишь благоприятным условием, но не причиной победы языка пришлого населения над языком аборигенов. В такой исторической ситуации решающими становятся религиозные или хозяйственные факторы.

Особое значение в процессе этногенеза имел такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

3.1 Ассимиляция как следствие этногенеза

Ассимиляция (лат. Assimilatio – уподобление), в социологии и этнографии – потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Ассимиляция может носить как добровольный характер – увлечение другой более привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер – военная аннексия, частичное истребление (геноцид), вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.

Термин «ассимиляция» может восприниматься одновременно, как процесс или как состояние. Во-первых, он обозначает процесс включения иммигрантов в принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества.

Различают, в основном, два вида ассимиляции: этнографические и религиозные. Естественно, к понятию «этногенез» имеет отношение только этнографическая ассимиляция. Процессы ассимиляции все еще продолжают существовать в современном мире. Как пример, можно привести грузинизацию в Южной Осетии в конце XX – начале XXI вв.:

Жители осетинских селений в начале 1991 г., заявили о своем полном повиновении грузинскому руководству<…>Однако, несмотря на полное повиновение грузинскому руководству, с апреля 1991 г. в Триалетии начались массовые гонения осетинского населения.<…> В начале 90-х гг. через Ереван во Владикавказ мигрировали более 3 тысяч осетин. Известно, что во время облав, грабежей и массового выселения осетин из Триалетской Осетии было убито более 1000 мирных жителей. Точных данных о жертвах на сегодняшний день нет и, может быть, никогда уже не будет, если принимать во внимание тщательное скрытие грузинским руководством всех фактов насилия над осетинами. В процентном соотношении, более 70% осетинского населения Триалетии было изгнано из региона, а остальная часть находится в постепенном ассимиляционном процессе. По некоторым данным на сегодняшний день в Боржомском районе из осетин остались лишь несколько семей, разбросанных по всему региону. В Хашурском районе оставшееся осетинское население также разбросано и находится в стадии ассимиляции из-за отсутствия осетинских школ в регионе. Численность осетин по некоторым данным там от силы достигает до 400 человек. Процессы интенсивной "грузинизации" имели и имеют место на всей территории Грузии <…> Исходя из фактов повсеместного давления со стороны грузинского руководства и населения, жители этнически анклавных районов, где проживают осетины, греки, армяне, азербайджанцы, в целях безопасности и обеспечения нормального развития своих будущих поколений, часто идут на подобные шаги, считая, что их дети и внуки путем быстрой ассимиляции и грузинизации в будущем добьются большего, чем их родители <…> проживающие в стране, где ущемление прав негрузинских этнических элементов на сегодняшний день является повсеместным и естественным явлением. Этот процесс официальная грузинская сторона толкует по-своему. Ассимиляционные процессы негрузинских народов, в стране называя "возвращением бывших грузин к своим грузинским корням". [1]

Таким образом, можно говорить о том, что процесс ассимиляции не завершился, и местами, даже поддерживается на государственном уровне. Помимо грузинизации можно привести множество примеров этого явления, как завершившихся, так и продолжающихся до сих пор. К примеру, албанизация, пример ассимиляции сербов на территории Косово, до сих пор является причиной напряженных отношений в Балканском регионе[2]

А вот процессы, например, русификации, арабизации, романизации и других примеров ассимиляции, по мнению большинства этнографов, считаются завершенными.

Тем не менее, процесс ассимиляции все еще играет большую роль в современной этнической истории, и является еще далеко не отмирающим, способным существовать сотни лет, следствием этногенеза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: