По своей природе, которые вследствие этого могут стать основной сферой
приложения лечебно-педагогического воздействия. Эти исследования показал и, что
Задержка в развитии высших интеллектуальные функций и высших характерологических
Слоев личности при олигофрении, глухонемоте и истерии есть вторичные осложнения
Уступающие правильному лечебно-педагогическому воздействию.
В сущности здесь уже заключена вся проблема в целом. Очевидно, нельзя
Представить дело таким образом, будто та или иная причина непосредственно
Порождает из себя решительно все проявления, с которыми мы сталкиваемся и
Которые мы констатируем в качестве симптомов. Отношение симптома к производящей
Причине неизмеримо сложнее. Бели прежде полагали, что какой либо дефект,
Например, глухота или дебильность, непосредственно приводит к появлению всей
Известной нам картины, характеризующей развитие данного ребенка, то сейчас мы
Знаем, что отдельные симптомы находятся в различном и чрезвычайно сложном
|
|
Отношении к основной причине. Симптомы не могут быть выведены непосредственно из
Дефекта, подобно монетам вынутым из содержащего их кошелька. Все симптомы не
Выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совершен но
Тождественном отношении к причине, породившей весь ряд. Утверждать это-значило
Бы игнорировать процесс развития между тем картина, которую представляет
Умственно отсталый ребе нок, является продуктом развития. А это значит, что он
Имеет сложный состав, сложную структуру.
В качестве примера приведем анализ структуры личности умственно отсталого
Ребенка, которая, но нашим наблюдениям может считаться типической для ряда
Дебилов. Оговоримся заранее, что она ни в какой мере не является обязательным
Путем для развития всяко го умственно отсталого ребенка. Вся суть ЗЕ
Динамическом сцеплении отдельных синдромов, в их генетической, функциональной и
Структурной связи, которая никогда ж складывается стереотипно, шаблоннообразно.
В центре или в основе всей картины должна быть поставлена еще недостаточно
Изученная, но все же в главных чертах выясненная картина дебильности, или ядро
Дебильности, как можно было бы его назвать в отличие от вторичных, третичных
Наслоений, надстраивающихся вокруг этого ядра.
Первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при
Умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психических функций
(высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся и возникающих в процессе