Объясняется тем, что она строилась без научного анализа тех явлений, которые она

Призвана изменять и исправлять. И нам думается, что новая глава в учении о

Развитии ненормального ребенка может в этом отношении открыть огромные горизонты

Перед практикой.

Начнем с самого простого соображения. Достаточно известно, что сам по себе

Дефект, сама по себе задержка развития, которая лежит в основе олигофрении, при

Настоящем состоянии наших возможностей неустранима. Правда, фаталистические

Взгляды, которые считают эту задачу навсегда неразрешимой, не выдерживают

Никакой критики, и прежде всего критики фактов. Мы знаем, что уже сей час по

Отношению к целой группе олигофрении, к так называемым архикапиллярным формам

Слабоумия, выдвигается идея и намечается практика конституционально-причинной

Терапии, которая способна устранить самую причину задержки и коренным образом

Изменить с остояние. Огромное значение исследований Э. Р. Иенша и примыкающих к

Нему ученых заключается прежде всего не в той практической пользе, которую уже

Удалось достигнуть в этом направлении, но в том принципиальном сдвиге, который

Здесь проделан, в указан ии на возможность конституционально-причинного лечения

Детского недоразвития. Практически эти исследования вряд ли в чем-нибудь

Существенном изменили положение дела. До сих пор еще сам по себе недостаток и

Непосредственно вытекающие из него симптомы о казываются наиболее

Тугоподвижными, наименее пластичными, наименее поддающимися воспитательному и

Лечебному воздействию.

Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- тем он более поддается

Воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд

Парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших

Характерологических образований, яв ляющееся вторичным осложнением при

Олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более

Поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, иди

Элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что

Возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально

Говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически

Устранено.

Таким образом, высшее оказывается наиболее воспитуемым. Впрочем, за этим

Внешне парадоксальным положением не скрывается решительно ничего удивительного.

В сущности, оно повторяет в новой форме давно известный факт: чем элементарнее

И, следовательно, б иологически более непосредственно обусловлена данная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: