Выготского способствовали перестройке практики специального обучения.
Интерес к личности умственно отсталого и физически дефективного ребенка
Сложился у Выготского в ранний период научной деятельности. Проблемами обучения
Умственно отсталых детей он вплотную заинтересовался в Гомеле во время работы в
Учительской семинар ии. На протяжении всего творческого пути Выготский
Критически рассматривал теории психического развития нормального и аномального
Ребенка, анализировал различные виды аномалий развития. Его анализ направлен на
Вскрытие внутренней сущности патологии-от генезиса первичных дефектов к
Возникновению в процессе развития вторичных и третичных симптомов и далее, с
Учетом, формирующихся межфункциональных связей и отношений, к пониманию
Особенностей структуры целостной личности аномального ребенка. Теория ед инства
Обучения и развития, где обучению отводится ведущая роль в развитии психики
|
|
Ребенка; учение о зоне ближайшего развития, до настоящего времени находящееся на
Вооружении как в дефектологии, так и в общей психологии и педагогике; концепция
Единства интеллекта и аффекта в психике-таков далеко не полный перечень его
Вклада как в общую психологию, так и в дефектологию.
Первые опубликованные труды Выготского по дефектологии относятся к 1924 г.,
Когда он совмещал научные исследования в Институте психологии с работой в
Наркомпросе в подотделе воспитания дефективных детей. Дефектологические
Исследования экстенсивно вклю чаются в сферу его научной деятельности. В
Гг. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства
В Москве (Погодинская ул., 8), где в то время была Медико-педагогическая станция
Наркомпроса РСФСР, воспреемником которой в 1929 г. стал
Экспериментально-дефектологический институт Наркомпроса (ныне НИИ дефектологии
АПН СССР). Последние годы жизни Выготский был научным руководителем этого
Института.
Теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая
Нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый
Обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются и в развитии
Аномальных детей.
Установление единства психологических закономерностей нормальных детей и
Детей с отклонениями развития позволило Выготскому обосновать общую идею
Развития личности аномального ребенка. Исследователь показал, что развиваются не
Только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У