Выготским, может быть сформулирована как необх одимость клинического и
Психологического изучения аномальных детей, как раскрытие природы нарушений,
Характерных для того или иного типа трудных детей. Выготский указывает, что
Создать психологическую клинику трудного детства-значит экспериментально и
Теоретически выделить и описать во всем богатстве каузальнодинамических связей
Основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномального ребенка.
Одним из важнейших достижений Выготского был анализ соотношения процессов
Развития и обучения в детском возрасту. Его последовательно диалектический
Подход к этой центральной проблеме детства выражался в раскрытии сложных
Динамических соотношений межд у процессами развития и обучения, в доказательстве
Ведущей, стимулирующей роли обучения и отсутствия между ними параллелизма. Он
Считал, что обучение всегда идет впереди развития и что у ребенка имеются
|
|
Сензитивные периоды, когда он особенно чувствите лен к влиянию обучения, к
Восприятию той или иной учебной дисциплины и когда у него особенно эффективно
Формируются те или иные психические процессы.
Отмечая, что для развития психики человека характерно неодновременное и
Неравномерное формирование различных психических функций, Выготский с присущей
Ему диалектичностью мышления показал, что каждая психическая функция в процессе
Формирования имеет о птимальный этап развития, который падает на период
Главенствующего положения этой функции в деятельности.
Вычленение уже достигнутого ребенком (актуальный уровень развития) и его
Потенциальных возможностей (зона ближайшего развития) оказалось исключительно
Продуктивным для понимания взаимосвязи обучения и развития. Выготский утверждал,
Что в обучении нужно опираться не столько на уже достигнутое ребенком, сколько
На развивающиеся и еще не сформировавшиеся процессы. В дифференциации того, что
Доступно ребенку лишь в сотрудничестве со взрослыми, и того, что в результате
Развития становится его личным до стоянием, выражена одна из центральных идей
Выготского: истоки развития психических процессов всегда социальны. Лишь
Впоследствии они приобретают индивидуально-психологический характер.
В результате исследований процессов обучения и развития, а также сензитивных
(оптимальных) периодов развития психических функций была выдвинута и обоснована
Идея о необходимости ранней коррекции аномального развития и учета зоны