Предисловие. Современная теория государственного управления вобрала в себя политические идеи великих древних мыслителей Платона и Аристотеля

Современная теория государственного управления вобрала в себя политические идеи великих древних мыслителей Платона и Аристотеля, политических философов эпохи Возрождения и но­вого времени итальянца Н. Макиавелли, англичан Т. Гоббса и Дж. Локка, французов Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо, основопо­ложника американской демократии Т. Джефферсона и «отцов-основателей» - участников создания американской конституции - Дж. Вашингтона, Д. Медисона, А. Гамильтона и других, знаменитого исследователя американской демократии А. Токвиля, немецких философов И. Канта, Г. Гегеля и К. Маркса, выдающихся россий­ских политических теоретиков и ученых-юристов

М.М. Сперанс­кого, Б.Н. Чичерина, Н.М. Коркунова, И.А. Ильина, С.Ю. Вит­те, П.А. Столыпина, В.И. Ленина и других.

Большой вклад в создание теории и практики современно­го управления, в том числе государственного, внесли современ­ные американские ученые и организаторы производства, в их числе крупнейший государственный деятель США Ф. Рузвельт. Американские авторы считают, что Соединенные Штаты создали искусство и науку управления большими организациями и экс­портировали свой опыт во все страны земного шара. Американ­ская система управления является эталоном для всего мира. Возможно, и так, и, скорее всего, именно так, если речь идет о менеджменте - теории и практике управления производственны­ми организациями, трудовыми коллективами и другими формами совместной деятельности людей. Что же касается государственно­го управления, то в этой сфере человеческой культуры эталонов быть не может, ибо каждой политической системе и различным политическим режимам свойственны многочисленные переменные, обусловливающие специфические принципы, формы организации и методы государственного регулирования и управления обще­ственными процессами. Общие объективные закономерности по­литической и административной деятельности государства не яв­ляются специфическими, но и не определяют типы конкретных моделей систем управления. Последние формируются на основе обобщения разнохарактерного национального и международного опыта и рациональных инноваций действующих управляющих субъектов. Теория государственного управления, как и другие социально-политические науки, интернациональна; она - син­тез знаний, накопленных отечественными и зарубежными иссле­дователями и политиками-практиками.

Теория государственного управления, как и любая иная соци­ально-политическая наука, выявляет и объясняет объективные законы управленческого процесса; формулирует идеальные моде­ли способов управленческих воздействий государственных субъектов на управляемые объекты, т.е. принципы управления. Последние объективно обусловливаются как содержанием законов управле­ния, так и типом государственного строя и уровнем социально-экономического, политического и культурного развития обще­ства. Для России такими факторами являются: переходное состо­яние политической, экономической систем и социальной структу­ры общества, а также политической и правовой культуры правя­щего слоя и населения.

В современной теории управления доминирует концепция де­мократизации управленческого процесса, акцентируется перспекти­ва перехода от традиционных бюрократических стилей админи­стрирования к антибюрократическим, предполагающим нараста­ющее участие в управлении управляемых. Для России эта про­блема приобретает особо важное значение, так как вызвана необ­ходимостью решения задачи построения демократического пра­вового государства. Сложность же проблемы объясняется тем объективным противоречием, с которым сталкиваются государ­ственные органы при создании новой общегосударственной систе­мы управления. Восстановление управляемости общественными процессами предполагает широкое применение административно-правовых методов и создание достаточно жесткой единой верти­кали государственной власти. Вместе с тем эффективная управ­ляемость формируется на демократической основе, сочетающей централизацию власти с децентрализацией. Отсюда - особо важ­ная роль для нашего многонационального и многоконфессиональ­ного общества создания эффективной системы федерализма: и как формы государственного устройства, и как принципа государствен­ного управления.

В условиях, когда государственный сектор в экономике и дру­гих сферах жизни перестал быть единственным и нарастает влия­ние частного (негосударственного) сектора, когда постепенно ук­репляются институты гражданского общества (самоуправления), на первый план объективно выдвигается проблема эффективно­сти государственного управления. Это, по сути, проблема его конкурентоспособности. В США, например, она теоретически осознана и практически решается с обоюдополезными результа­тами. В нашей стране на уровне государства она еще в полной мере не осознана, хотя и находит все большее понимание. Имен­но на повышение эффективности государственного и муниципаль­ного управления, государственной и муниципальной службы на­правлены реализуемые сейчас в России административная рефор­ма, реформы государственной службы, местного самоуправления, судебная реформа.

Острота проблемы эффективности государственного управле­ния продиктована всем комплексом составляющих системного кризиса в стране. Преодоление его возможно лишь путем повы­шения эффективности государственного управления. Решение всех других проблем - политических, социально-экономических и прочих - объективно связано с эффективностью управляющей деятельности органов государственной власти. Такой подход на­ходит все большее понимание у авторов учебников и монографий последних лет.

Предлагаемый курс лекций не претендует на освещение всех многочисленных проблем, относящихся к теории государствен­ного управления, и предназначен для начального освоения проблем государственного управления студентами. При этом читателям надо иметь в виду, что сегодня существуют следующие фундаментальные проблемы в этой области знания:

а) отсутствие устоявшегося объекта исследования - конст­рукции новой системы государственного управления российским обществом, переходный характер политической, экономической систем, социальной структуры общества, его идеологии и культу­ры;

б) смена теоретико-методологических парадигм в российском обществознании.

Курс касается анализа прежде всего теоретически и методологически значимых, на наш взгляд, проблем теории государственного управления, составляющих ее основу.

Курс написан на основе лекций, впервые введенных в учебный план специальности «Таможенное дело» и прочитанных на юридическом факультете Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: