СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Конспект лекций по дисциплине
для направления
081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Мурманск
1. Составитель учебной программы:
доцент | ОЕН | канд.экон.наук Желнина З.Ю. | ||||
(должность) | (кафедра) | (подпись) | (ФИО) |
2. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры
Общественных и естественных наук | |||
(наименование кафедры) | |||
05.09.2014 | протокол № | ||
(дата) |
Зав. кафедрой | канд.ист. наук Голов А.Г. | ||
(подпись) | (ФИО) |
ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры
(наименование кафедры) | |||
протокол № | |||
(дата) |
Зав. кафедрой | |||
(подпись) | (ФИО) |
3. Учебная программа СОГЛАСОВАНА с научно-методическим отделом
Зав. научно-методическим отделом | ||||
(подпись) | (ФИО) | |||
(дата) | ||||
4. В учебную программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры
|
|
Протокол № | Дата |
Зав. кафедрой | |||
(подпись) | (ФИО) |
© Мурманская академия экономики и
управления, 2014
Содержание понятий «государство», «государственное управление». Базовые общественные функции государства и элементы системы государственного и муниципального управления.
1.1.Государство – 1) высшая форма организации человеческих сообществ, как политического союза людей подчинённых единой верховной власти, имеющая главной целью выражение единой воли обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека. 2) система политических и правовых связей и отношений между людьми регулирующих общезначимые их поведения и деятельности. Государство – публичная легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества.
Гос.управление – явление политически организационной цивилизации. Термин отражает вид социального управления, связанный с практической деятельностью в сфере организации государства и регулирование общественной жизни.
Гос.управление подразделяется на 2 составляющие:
1)политическую – решаются вопросы: Что делать? Зачем?
2)административную – Как делать? Какими средствами?
Чем больше политическая составляющая, тем выше уровень управления.
1.2. Базовые общественные функции – те, которые призвано осуществить любое госудаврство независимо от политического устройства:
1. обеспечение целостности и сохранности общества в котором создано это государство (политическая функция)
2. социальная - обеспечивает на всей территории государства прав и свобод каждого человека и гражданина (социально – экономические права)
|
|
3. экономическая – состоящая в создании организационно-правовых условий для эффективной экономической деятельности.
4. внешняя – поддержание свободы суверенитета и исторического существования народов своей страны и в рамках своего сообщества.
Каждая из этих функций обеспечивается определённым осознанием в государстве функциональной системы органов управления.
Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.
Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.
Во главе управляющей подсистемы находится её центральное звено, персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным или коллективным.
В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и т.д.
К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п.).
Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.
Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, они должны соответствовать друг другу. Также управляющая и управляемая подсистемы должны быть совместимыми друг с другом, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи.
Во-вторых, в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.
В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны.
В-четвертых, как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении.
|
|
В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).