1. Философы древнего мира пытались определить:
а) критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия;
б) условия возникновения социальных конфликтов;
в) конфликт как многоуровневое социальное явление.
2. Наиболее последовательной в оценке насилия и войны является:
а) христианская религия;
б) ислам;
в) буддизм и индуизм.
3.Наиболее мощным воздействием на формирование у людей установок, влияющих на их поведение в конфликтах, стереотипов поведения в конфликтных ситуациях обладает:
а) религия;
б) искусство;
в) средства массовой информации.
4. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
а) в конце XIX века, начале XX века;
б) 30-е годы XX века;
в) 70-е годы XX века.
5. З.Фрейд занимался изучением:
а) межличностных конфликтов;
б) внутриличностных конфликтов;
в) межгрупповых конфликтов.
6. Причины межличностных конфликтов, по З.Фрейду, лежат в
а) социальном окружении индивида;
б) наличии у людей инстинктов страха, стадности, самоутверждения;
в) сфере бессознательного.
|
|
7.Причины межличностных конфликтов с позиции социотропного подхода лежат
а) в сфере бессознательного;
б) в наличии у людей инстинктов страха, стадности, самоутверждения;
в) во врожденной агрессивности индивида и толпы.
8. Причины межличностных конфликтов с позиции этологического подхода лежат
а) в наличии у людей инстинктов страха, стадности, самоутверждения;
б) во врожденной агрессивности индивида и толпы;
в) в неблагоприятном стиле деятельности лидера группы.
9. Причины межличностных конфликтов с позиции теории групповой динамики лежат
а) во врожденной агрессивности индивида и толпы;
б) в неблагоприятном стиле деятельности лидера группы;
в) в эмоциональных отношениях между людьми.
10. Причины межличностных конфликтов с позиции теории социометрии лежат в
а) неблагоприятном стиле деятельности лидера группы;
б) эмоциональных отношениях между людьми;
в) ходе приспособления индивида к среде.
11.Причины межличностных конфликтов с позиции символического интеракционизма лежат:
а) в эмоциональных отношениях между людьми;
б) в ходе приспособления индивида к среде;
в) во врожденной агрессивности индивида и толпы.
12. Конфликт - это:
а) столкновение сторон, мнений, сил и т.д.;
б) противодействие субъектов социального взаимодействия;
в) наиболее острый способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями.
13. Предметом конфликтологии являются:
а) конфликты;
б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;
|
|
в) любые столкновения.
14. Объектом конфликтологии являются:
а) конфликты в целом;
б) субъекты конфликтного взаимодействия;
в) причины конфликта.
15.Объективные причины конфликтов связаны с
а) индивидуальными психологическими особенностями оппонентов;
б) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
в) феноменами «групповой динамики».
16. Субъективные причины конфликтов связаны с
а) индивидуальными психологическими особенностями оппонентов;
б) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
в) феноменами «групповой динамики».
17. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с
а) индивидуальными психологическими особенностями оппонентов;
б) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
в) созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
18. Социально-психологические причины конфликтов связаны с
а) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
б) созданием и функционированием организаций, коллективов, групп;
в) включением людей в социальные группы.
19. Формула конфликта включает в себя следующие компоненты:
а) инцидент, конфликтная ситуация;
б) конфликтная ситуация, участники конфликта;
в) участники конфликта, повод.
20. Конфликтная ситуация – это:
а) накопившиеся противоречия;
б) трудная жизненная ситуация;
в) стечение обстоятельств.
21. Причина конфликта — это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.
22. Предмет конфликта – это:
а) ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента;
б) объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта;
в) инцидент.
23. Объект конфликта – это:
а) ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента;
б) объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта;
в) личностные особенности оппонентов.
24. Сферой противодействия субъектов конфликта является:
а) общение, поведение, деятельность;
б) общение, деятельность;
в) деятельность, поведение.
25. Подстрекателем в конфликте является:
а) субъект (субъекты), связанный с оппонентами какими-то обязательствами;
б) лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие;
в) лицо, организация, подталкивающая другого участника к конфликту.
26. Организатором конфликта является:
а) лицо (группа), планирующее конфликт и его развитие;
б) субъект (субъекты), связанный с оппонентами какими-то обязательствами;
в) лицо, организация, подталкивающая другого участника к конфликту.
27. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен.
28. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью.
29. Стратегия поведения в конфликте - это:
а) система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации;
б) ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в конфликте;
в) побуждения к вступлению в конфликт.
|
|
30.Стратегия «соперничество» - это:
а) навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;
б) поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
в) взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
31. Стратегия «сотрудничество» - это:
а) навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;
б) поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
в) взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
32. Стратегия «компромисс» - это:
а) взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;
б) понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;
в) поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
33. Приспособление - это:
а) взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;
б) понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;
в) поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе сторон.
34. Избегание - это:
а) взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;
б) понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;
в) нахождение в ситуации конфликта без активных действий по его разрешению.
35. Этап эскалации конфликта понимается как
а) прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства;
б) первые акты противодействия сторон;
в) прекращение действий, направленных против друг друга.
36. С точки зрения зарубежных теорий основу внутриличностного конфликта составляет
а) внутренняя борьба и психологические защиты;
б) результат неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности;
в) один из видов критических жизненных ситуаций.
37. Причины семейных конфликтов лежат в области
а) неудовлетворения потребностей супругов;
б) несовместимости характерологических особенностей супругов;
в) неудовлетворенности браком.
38. К групповым конфликтам относятся конфликты
а) личность — группа;
б) группа — группа;
в) руководитель — подчиненный.
39. Внутригрупповой фаворитизм — это:
|
|
а) благоприятствование членам своей группы в противовес членам другой группы;
б) перенос группой агрессивных реакций на всех «других», которые ассоциируются с людьми, оказавшими фрустрирующее воздействие в процессе «социального научения»;
в) «деиндивидуализация» взаимного восприятия.
40. Управление конфликтами — это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними.
41. Содержание управления конфликтами включает:
а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
в) прогнозирование, регулирование, разрешение.
42. Предпосылками разрешения конфликта являются
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
43.Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
а) добиться убеждения соперника в своей правоте;
б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки сопернику;
в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии.
44. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению?
а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;
в) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию.
45. Технологии рационального поведения в конфликте - это
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Учебное издание