Решение о выборе рынка принимается индивидуально каждой фирмой. Фирма предпочитает найти ключевой рынок, который в будущем принесет ей максимальную прибыль. При выборе ключевого рынка она решает следующие задачи:
1. Определение его доступности;
2. Расчет собственных издержек производства и сбыта;
3. Определение потенциала рынка;
4. Оопределение емкости рынка.
1. Степень доступности рынка определяется географическим положением, транспортными издержками, условиями поставки и тарифными барьерами.
2. Собственные издержки зависят от самого предприятия и его экономической политики.
3. Потенциал рынка - совокупность производственных и потребительских сил, формирующих спрос и предложение. Различают:
а) Производственный потенциал, возможность произвести и представить на рынок определенный объем товара;
б) Потребительский потенциал, возможность рынка поглотить определенное количество товаров и услуг.
Потенциал рынка включает финансово-кредитный потенциал, МТБазу, сферы товарного обращения и персонал, задействованный в этой сфере.
|
|
Обычно оценку потенциала осуществляют на макро- и микроуровне. В первом случае - это общая характеристика потенциала рынка, во втором -только возможности самой фирмы на данном рынке.
4. Емкость рынка. Потребительский потенциал рынка характеризуется его
емкостью.
Ёмкостью называют объем реализуемой на рынке продукции или товара в течение определенного промежутка времени (Е).
Ёмкость рынка может рассчитываться в целом по стране и очень конкретно на каждом рынке и по каждой группе товаров:
Е = Р1 + Р2 - Э +1, где
Е - емкость рынка;
Р1 - национальное производство данного товара на рынке;
Р2- остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей.
Э -экспорт;
І - импорт.
5. Насыщенность рынка - это степень обеспеченности потребителей
товарами, определяемая экспертным путем или путем социального
обследования (исследования).
Для товаров длительного пользования применяют балансовый метод расчета:
Нк = Нн+П+В,где
Нк - наличие товара на конец периода
Нн - на начало
П - покупка или поступление товаров в течение данного периода
В - выбытие товаров за данный период.
«В» рассчитывается по нормативам средней продолжительности службы товара.
Физический и моральный износ товаров вызывает спрос на замену.
Физический износ товаров определяется не только нормативным сроком службы их, но и доходами семьи. Он представляет собой изменение потребительских свойств товара.
Моральный износ - это прекращение использования товаров по причине выхода из моды и появления более привлекательных товаров.
ПРИМЕР: сотовые телефоны, оргтехника и т.д.