Тема 5. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.
Вопросы:
Инженерная психология как отрасль психологической науки.
Психологические аспекты эргономики рабочего места.
Литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: 2006.
2. Златин П.А. Социология и психология труда. Часть I. Часть II. – М.: 2007.
3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства – М. 2005.
4. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006.
Вопрос 1. Инженерная психология как отрасль психологической науки.
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек — машина "(СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии». Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инженерной психологии — система «человек как субъект — сложная техника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).
|
|
В инженерной психологии главный субъект труда — это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Как отмечает Ю. К. Стрелков, «изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)».
Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)». Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога...
|
|
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии:
1. Методологические задачи — определение предмета и задач исследования (т. е. уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).
2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.
3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.
4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:
§ принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
§ принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
§ принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
§ принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах — проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
§ принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии, по А. А. Крылову.
Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой концепции на первом этапе в основном использовался опыт других наук «для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б. Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на начальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (основная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, придаток машины); 2) позже на первое место выходит «антропоцентрический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).
Главная идея основной концепции — общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а реализация этих функций — преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А. Д. Урсулу).
Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) «натуральный» обмен информацией (начиная с простейших организмов — раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень (человеческое общение); 3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее — с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).
|
|
Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по В. П. Зинченко, Д. Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу «дистанционно». Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Требования («правила») построения информационной модели основаны на главном правиле — учете возможностей самого человека — и конкретизируются в следующем: 1) модель должна отражать только существенные взаимосвязи в системе управления; 2) она должна строиться на основании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) модель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характеристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложности выполняемых операций.
«Эквивалентное звено системы» (по Ю. Б. Садомову, Л. М. Хохлову) — это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса — передача и переработка информации.
Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции — определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.
Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как «совокупность отдельных логически законченных операций», то можно выделить следующие виды таких операций: 1) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т. п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решением не выдавать информацию вовне.
|
|
Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, Г. М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристики деятельности оператора. В основе — составление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т. е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются «операторами), что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.
Выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т. п. Все это рассчитывается в специальных формулах.
Разными авторами предлагается общее представление о системе «человек—машина» (СЧМ). Система (в общей теории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом, единая задача, общая цель строит систему.
Выделяются различные критерии классификации СЧМ:
§ по степени участия в работе системы человека: 1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств);
§ по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделирующие установки, макеты);
§ по характеристике «человеческого звена» («человеческого фактора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работают на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов);
§ по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель—автомобиль»); 2) частичное стохастическое (например, система «оператор—компьютер, ЭВМ», «наладчик—станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаимодействие;
§ по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до «человек—человек—машина» как некая иерархия более простых систем).
Традиционно выделяются следующие показатели качества систем «человек—машина» (СЧМ):
Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичность. В целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему); 2) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора); 4) обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).
Основные показатели работы систем «человек—машина»:
1) быстродействие (определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру «человек—машина», т.е. время, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сигнал);
2) надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором);
3) своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже установленного времени);
4) безопасность труда оператора (как снижение вероятности
травм и аварий);
5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами);
6) экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).
Заметим, что по всем этим показателям можно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженерной психологии современные математико-статистические средства. Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда:
1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (естественная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растения, животные);
2) психофизиологические («трудовые») элементы — физическая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в кг рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный, недельный, годовой); травмоопасность;
3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахо-композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагрузки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;
4) социально-психологические элементы — сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).
4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности.
Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В. П. Зинченко и В. М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) работающие с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание):
Сами операторы (см. выше — первая группа рабочих профессий) подразделяются на перечисленные ниже основные группы:
§ операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);
§ операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина — усилитель мышечной энергии);
§ операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Работают в реальном масштабе времени, так как готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;
§ операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели — это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);
§ операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе — через специальные технические средства и каналы связи).
Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях:
§ с развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять;
§ развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов — необходимость