Управленческих решений
Возможны разные способы представления процесса принятия решения, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д.
Рассмотрим ситуационный подход, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управлении водным транспортом, универсален, так как содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений в других подходах. Тогда блок-схема процесса управления будет выглядеть следующим образом:
1. Получение информации о ситуации;
2. Определение целей;
3. Разработка оценочной системы;
4. Анализ ситуации;
5. Диагностика ситуации;
6. Разработка плана действий;
7. Генерирование альтернативных вариантов решений;
8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий;
9. Разработка сценариев развития ситуации.
10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий4
11. Коллективная экспертная оценка;
12. Принятие решений ЛПР;
13. Разработка плана действий;
14. Контроль реализации плана;
|
|
15. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Далее рассмотрим каждый из этапов разработки и реализации управленческого решения, включенных в блок-схему, сгруппировав их в блоки, в соответствии с той ролью, которую они и играют в процессе управления водным транспортом.
Первый блок
Подготовка к разработке управленческого решения
Получение информации о ситуации.
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения.
Целесообразным при получении и обработке информации о ситуации принятия эффективного решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия управленческого решения, в частности в области водного транспорта.