Неоклассическая экономическая социология (20–60-е гг. ХХ в.)

В 20–60-е гг. наступает полоса взаимного отчуждения экономической теории и социологии. В экономической теории началось удаление теории от реалий практической жизни в «заоблачные выси» абстракции. Научный метод экономической теории и получаемые ею знания становились все более абстрактными.

В этот же период экономическая социология утверждается как развитая теоретическая и эмпирическая дисциплина. Причем многие ее направления появляются из независимых от экономической теории источников.

Так, основным интересом индустриальной социологии явилось разделение труда – социальное и техническое. Она сконцентрирована на анализе воздействия индустриализации, научно-технического прогресса на положение и мотивацию рабочих с учетом научного управления, на изучении человеческих отношений, отчуждения и отношений власти в области промышленности.

Одним из основоположников индустриальной социологии является американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880–1949). Изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений и стиля руководства) на повышение производительности труда и вторя Дюркгейму, Мэйо обосновал ведущую роль человеческого фактора. В основе концепции Мэйо лежат следующие положения: 1) человек – социальное существо, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой, рационализацию управления с учетом социальных и психологических факторов трудовой деятельности – основной путь решения социальных противоречий в обществе.

Источником экономической социологии на этом этапе становится также антропология (наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности). Антрополог К. Поланьи (1886–1954) в своей работе «Великая трансформация» показывает историческую ограниченность системы конкурентных рынков, утверждая, что такие рынки в большинстве примитивных и средневековых обществ играют вспомогательную роль и развиваются во многом нерыночными методами, в первую очередь – с помощью государственного регулирования. Рыночный обмен и товарное хозяйство, по его мнению, в целом регулируются многими средствами: отношениями взаимности, связанными с поддержанием социального положения; способами насильственного и административного перераспределения; патерналистскими отношениями; и лишь в последнюю очередь – эгоистическим интересом и стремлением к извлечению прибыли. Ограничения рыночной экономики также связаны с тем, что основные элементы производства (труд, земля, деньги) являются не более чем «фиктивными товарами».

Ведущим направлением экономической социологии в рассматриваемый период становится американский функционализм, возглавляемый Толкоттом Парсонсом (1902–1979). Главными трудами Т. Парсонса являются: «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (1951), «Социальная система» (1951), «Экономика и общество» (1956), «Общество: эволюционный и сравнительный подход» (1966), «Система современного общества» (1971). Отправным моментом в исследованиях Парсонса является теория социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами среды – социальной и природной, которые они наделяют смыслом. Наиболее важными элементами среды являются другие люди. Это предполагает, что исследование должно сосредоточиваться на социальном взаимодействии, в рамках которого деятелям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов.

Парсонс отмечает, что социальное взаимодействие имеет системный характер, и поэтому широко использует термин «социальная система». Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Их Парсонс определяет как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться как строящиеся на основании определенной комбинации решений этих дилемм.

Положения общей теории социальных систем Т. Парсонса нередко, особенно в 50–60-е гг. ХХ в., подвергались критике: за консерватизм и утопизм взгляда на социальную жизнь; статичность теоретической модели, не объясняющей социальные изменения; за сверхсоциализированность концепции личности; понимание свободы человека как свободы выбора между социально структурированными возможностями и т.д. Основная критика сводилась к тому, что эта теория игнорировала проблемы социального конфликта.

Одним из основоположников современной теории социального конфликта является английский ученый Джон Рекс, который исследовал проблемы рабочего движения в Англии. Значительный вклад в развитие социальной теории конфликта внес также немецкий социолог Ральф Дарендорф (1928 г.р.). Общество, согласно Дарендорфу, находится в состоянии перманентных конфликтов, острота конфликтов зависит от степени социальной мобильности, т.е. продвижения людей к иным, чем унаследованные ими, статусным позициям. Отсюда вытекает либеральная программа высокомобильного общества, признающего и регулирующего конфликты. Общество, где нет неравномерного распределения нормативных полномочий, было бы, по Дарендорфу, застывшим, неразвивающимся.

Попыткой возрождения индивидуализма в экономической социологии неоклассической фазы развития становится теория социального обмена американского социолога Джорджа Хоманса (1910–1989).

В отличие от сложившегося основного направления социологии, рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Хоманс подчеркивает важность психологии при объяснении социального мира. Он видит социальные действия как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную и нематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Хоманса, это положение распространимо на все поведение людей. Он не отрицает существование социальных структур, получивших у него наименование структур обмена. Хоманс считает, что функционализм и экономическая теория достаточно подробно и хорошо описывают эти структуры, но объяснить их они не способны, поскольку такое объяснение может быть основано только на принципах, руководящих психологией участников обмена.

Большой вклад в развитие экономической социологии внес американский социолог Дж. Смелзер. Он исследовал социально-психологические аспекты коллективного поведения, воздействие различных социальных институтов – политических, правовых, религиозных и др. – на экономическую жизнь общества. Особое внимание он уделял проблемам социального неравенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: