Роль
| Описание
| Характер деятельности
|
Межличностные роли
|
Главный руководитель
| Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера
| Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
|
Лидер
| Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
| Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
|
Связующее звено
| Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги
| Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
|
Информационные роли
| |
Приемник информации
| Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию
| Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
| |
Распределитель информации
| Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации
| Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи инфор-мации подчиненным (обзоры, беседы)
| |
Представитель
| Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли
|
Участие в заседаниях, обращения через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам
| |
| | | | |
Продолжение табл. 7
Роли, связанные с принятием решений
|
Предпринима-тель
| Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов
| Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
|
Устраняющий нарушения
| Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных перемен
| Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
|
Распредели-тель ресурсов
| Отвечает за распределение возможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
| Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
|
Ведущий переговоры
| Отвечает за представительство организации на всех значительных и важных переговорах
| Ведение переговоров
|
Как указывает Минцберг, роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера организации.