Тема 5. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике

1. Общее понятие об умозаключении. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивное, индуктивное, по аналогии.

2. Непосредственное умозаключение, его виды: обращение, превращение,

противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.

3. Простой категорический силлогизм, его определение и структура. Аксиома силлогизма. Роль «среднего термина». Фигуры и модусы силлогизма, характеристика фигур.

4. Правила категорического силлогизма.

5. Сокращенные и сложносокращенные умозаключения: полисиллогизм, энтимема, сорит.

6. Умозаключения из сложных суждений: чисто условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные (дилемма).

7. Индуктивное умозаключение, его сущность и виды. Полная / неполная индукция, популярная / научная индукция (методы установления причинных связей между явлениями).

8. Умозаключение по аналогии.

Тема 6. Логика вопросов и ответов.

1. Роль вопросно-ответного мышления в практике человеческого общения.

2. Логическая структура вопроса. Две стороны вопроса, правила его постановки. Виды вопросов.

3. Требования к ответу на вопрос, типичные логические ошибки ответа.

4. Логическая и прагматическая характеристика вопросов и ответов.

Тема 7. Логические основы аргументации.

1. Аргументация и логическое доказательство.

2. Структура и виды доказательства. Прямое и косвенное доказательство (апагогическое, разделительное).

3. Опровержение: его виды и способы.

4. Правила доказательства и опровержения по отношению к тезису. Ошибки и уловки.

5. Правила доказательства и опровержения по отношению к аргументам. Ошибки и уловки.

6. Правила демонстрации. Ошибки в демонстрации. «Мнимое следование».

7. Роль доказательства в научном познании, в юридической практике.

Тема 8. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.

1. Понятие проблемы: сущность и виды.

2. Гипотеза. Способы ее опровержения и доказательства.

3. Теория как система научных знаний.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: