1.(35) «…Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль.
Ищи одну мудрость,
Выбирай одно благо <…>
Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.
Больше всего – пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все».
12 а. «Все из воды…и в воду все разлагается».
12 b. «начало и конец Вселенной – вода».
22. «все полно богов».
22а. «Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией».
23. «Фалес полагает, что бог – это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение» <…>
«Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела»[2].
Фрагменты из лекций по истории философии Гегеля
«…о Фалесе нам ничего другого неизвестно, кроме принимаемого им первоначала, кроме утверждения, что вода есть бог всего…Аристотель высказывает в виде предположения, почему Фалес остановился именно на воде: «Может быть, Фалес был наведен на эту мысль потому, что он видел, что всякая пища влажна, что и само тепло возникает из влажного и живые существа живут им. То, из чего нечто возникает, есть первоначало всего. Поэтому он пришел к своей мысли также еще потому, что все семена обладают влажной природой, вода же есть первоначало влажного» <…>
Простое положение Фалеса представляет собою философское учение потому, что в нем берется не чувственная вода в ее особенности, противопоставляемой другим вещам природы, а вода как мысль, в которой все вещи природы растворены и заключены»[3].
II. Жизнь и творчество Пифагора