Работа преподавателя
| Работа студентов
| Время
|
Тема 1. Входной рейтинговый контроль. Основные правовые системы современности. Международное право – как особая система права
|
1. Проверить наличие. Входной рейтинговый контроль осуществляется письменным либо устным опросом студентов
| Перечень вопросов для определения степени подготовленности студента к изучению дисциплины – входной (стартовый) рейтинг
1. Понятие государства.
2. Понятие общества.
3. Гражданское общество.
4. Понятие права.
5. Понятие и признаки правового государства.
6. Роль государства и права.
7. Что такое социальные нормы и место права среди них.
8. Форма государства, понятие и элементы.
9. Источники права и их виды.
10. Понятие нормы права и ее структура.
11. Понятие и элементы правовых отношений.
12. Понятие, виды правонарушений.
13. Понятие и виды юридической ответственности.
14. Место Конституции РФ среди нормативных актов.
15. Структура Конституции РФ.
16. Органы власти РФ.
17. Назвать основные права, свободы и обязанности по Конституции РФ.
18. Судебные и правоохранительные органы России.
19. Местное самоуправление в РФ.
20. Какие вопросы регулирует Трудовой кодекс РФ?
| 20 мин
|
2. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Система юридической науки.
2. Понятие, признаки государства и ее роль.
3. Правовое государство и гражданское общество.
4. Понятие и признаки права
5. Источники и виды права.
6. Система права
7. Нормативные правовые акты.
8. Понятие и виды правовой системы «правовой семьи».
9. Международное право как особая система права.
|
|
3. Заслушать доклад и содокладчика и дать им оценку
| Теории происхождения государства и права.
|
|
4. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам.
| Начальнику отделения милиции майору Ф. поступила жалоба гражданки Л., 60-ти лет, на сержанта милиции К. В жалобе указано, что подросток не уступил место ей в автобусе. Когда она обратилась к сержанту с требованием оштрафовать подростка, К. отказался это сделать, и ограничился лишь беседой с ним.
Какое решение следует вынести по жалобе? Составить письменный ответ на жалобу.
|
|
5. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу
| 1. Роль правоведение (юриспруденции) в жизни гражданина?
2. Государство: понятие и признаки, возникновение, его значение?
3. Взаимосвязь государства и права?
4. Право: понятие и признаки и его роль?
5. Дать понятие источнику права и их виды?
6. Что представляет из себя система права?
7. Что такое правовая система и ее виды?
8. Место и роль международного права в системе права?
Разобраться с ключевыми понятиями:Государство, публичная власть, суверенитет, форма государства, право, социальные нормы, источники права, правоотношения.
|
|
6. Распределить на последующие занятия для студентов темы и докладчиков (содокладчиков). Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы
|
|
Тема 2. Значение законности и правопорядка в современном обществе
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие правопорядка и законности
2. Роль законности и правопорядка.
3. Понятие, признаки и виды правонарушения.
4. Понятие, признаки, состав и виды юридической ответственности.
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика и дать им оценку
| Проблема укрепления законности и правопорядка на современном этапе.
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу
| 1. Понятие законности.
2. Понятие правопорядка.
3. Соотношение законности и правопорядка.
4. Какова роль законности и правопорядка в современном обществе?
5. Правонарушения, его признаки и виды.
6. Юридическая ответственность и его состав.
7. Виды юридической ответственности.
Разобраться с ключевыми понятиями: Законность, правопорядок правонарушение, юридическая ответственность.
|
|
4. Провести тестирование по 1 модулю (разделу)–письменно.
| Тестовые задания. Приложение № 1 для преподавателя, отдельно
|
|
5. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 3. Особенности федеративного устройства России. Белгородская область как субъект федерации
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия). Подвести итоги работы с тестами, объявив их результат
| 1.Россия как федеративное государство;
2. Элементы государственности РФ;
3. Белгородская область как субъект РФ;
4. Государственная власть Белгородской области
|
|
2. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам.
| Федеральный Конституционный закон «Об охране памятников истории и культуры всемирного значения» был принят двумя третями депутатов Гос. Думы и одобрен половиной депутатов Совета Федерации, но был отклонен Президентом РФ по причине несоответствия УК РФ. Определить нарушения в законодательном процессе.
|
|
3. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Правовой статус субъектов РФ. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
|
|
4. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу
| 1. Элементы государственности РФ;
2. Особенности России как федеративного государства;
3. Белгородская область - как равноправный субъект федерации;
4. Органы государственной власти Белгородской области;
Разобраться с ключевыми понятиями. Элементы государственности РФ. Органы государственной власти Белгородской области.
|
|
5. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 4. Местное самоуправление
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1.Понятие местного самоуправления и нормативное регулирование;
2. Место местного самоуправления в системе власти;
3. Вопросы местного самоуправления;
4. Структура местного самоуправления.
|
|
2. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам.
| Государственная Дума направила запрос в Конституционный Суд РФ о законности Указа Президента РФ по строительству завода «РТ» без проведения государственной экологической экспертизы, что противоречит Закону РФ «Об охране окружающей среды».
Дать юридическую оценку правомерности Указа Президента РФ.
|
|
3. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Местное самоуправление в системе власти. Соотношение местного самоуправления и государственной власти.
|
|
4. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Государственная власть и местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в Белгородской области.
3. Вопросы местного самоуправления.
4. Структура органов местного самоуправления
|
|
5. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 5. Дисциплинарная ответственность работника
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие дисциплины труда;
2. Средства обеспечения дисциплины труда;
3. Меры поощрения;
4. Меры взыскания
5. Порядок наложения взыскания
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Нормативное регулирование дисциплины труда. Роль дисциплины в трудовых отношениях коллектива. Методы (способы) укрепления дисциплины в трудовых коллективах
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу
| 1. Нормативное регулирования трудовой деятельности.
2. Понятие трудовых отношений.
3. Роль дисциплины в трудовых отношениях.
4. Методы укрепления трудовых отношений.
5. Понятие дисциплины труда. Средства обеспечения дисциплины труда;
6. Меры поощрения и взыскания;
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 6. Материальная ответственность работника
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие материальной ответственности;
2. Условия материальной ответственности;
3. Виды материальной ответственности;
4. Порядок наложения материальной ответственности
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Основания и пределы материальной ответственности.
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу
| 1. Сущность и понятие материальной ответственности.
2. Виды материальной ответственности
3. Ограниченная материальная ответственность.
4. Полная материальная ответственность.
5. Порядок удержания вычитаемой суммы.
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 7. Порядок разрешения трудовых споров (индивидуальных, коллективных)
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие трудовых споров и их виды;
2. Индивидуальные трудовые споры;
3. Коллективные трудовые споры
|
|
2. Заслушать доклады и содокладчиков, дав им оценку
| 1. Организация и проведения забастовки
2. Разрешения трудовых споров в суде.
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятия трудовых споров.
2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.
3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 8. Семейное законодательство
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Правовое регулирование семейных отношений;
2. Права и обязанности супругов;
3. Ответственность супругов.
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Права и обязанности родителей и детей
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу
| 1. Правовое регулирование семейных отношений: понятие брака, нормативное регулирование, заключение брака. Недействительность брака. Прекращение брака;
2. Права и обязанности (личные и имущественные) супругов;
3. Ответственность супругов по семейному законодательству.
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 9. Правовая охрана окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Правовая охрана окружающей среды: общие положения, нормативное регулирование; 2. Ответственность за экологические правонарушения.
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Экологические проблемы в Белгородской области и порядок их разрешения
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Правовая охрана окружающей среды: общие положения, нормативное регулирование; 2. Ответственность за экологические правонарушения.
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 10.Обстоятельства исключающие преступность деяния
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие уголовного законодательства.
2.Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.
3. Необходимая оборона.
|
|
2. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам.
| Матрос одного из иностранных судов, находясь в г. Архангельске, употребил спиртные напитки, начал бить стекла в помещении кафе. При задержании его сотрудниками милиции оказал им сопротивление, выражаясь при этом нецензурно в их адрес. Возможно ли привлечение данного лица к уголовной ответственности по закону РФ?
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие уголовного законодательства.
2. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.
3. Необходимая оборона.
|
|
4. Провести тестирование по 2 модулю (разделу) – письменно
| Приложение № 2. Для преподавателя, отдельно.
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 11. Государственное регулирование и управление в сфере экономики. Лицензирование отдельных видов деятельности.
|
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) Подвести итоги работы с тестами, объявив их результат
| 1. Понятие правового регулирования экономических отношений;
2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики;
3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Роль государства и права в социально-экономическом развитии
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие правового регулирования экономических отношений;
2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики;
3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 12. Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1.Понятие конкуренции и ее принципы;
2. Антимонопольное законодательство;
3. Виды монополий;
4. Направления защиты конкуренции;
5. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Защита конкуренции в рыночных условиях
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие конкуренции и ее принципы;
2. Антимонопольное законодательство;
3. Виды монополий;
4. Направления защиты конкуренции;
5. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг;
2. Понятие ценной бумаги;
3. Особенности ценной бумаги
4. Виды ценных бумаг и их краткая характеристика;
5. Рынок ценных бумаг;
6. Ответственность участников рынка ценных бумаг
|
|
2. Заслушать доклады и содокладчиков, дав им оценку
| 1. Акции как ценные бумаги.
2. Рынок ценных бумаг.
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие ценных бумаг.
2. Виды ценных бумаг.
3. Особенность ценных бумаг.
4. Ответственность участников рынка ценных бумаг
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 14. Представительство и доверенность. Сроки и исковая давность
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие представительства, субъекты представительства и их полномочия;
2. Доверенность: понятие, виды доверенностей;
3. Сроки и исковая давность
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Значение исковой давности при решении судебных вопросов
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие представительства;
2. Субъекты представительства и их полномочия;
3. Понятие и значение доверенности;
4. Виды доверенностей;
5. Сроки и исковая давность
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 15. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданское судопроизводство
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Судебный и внесудебный порядок защиты гражданских прав.
2. Исковое производство.
3. Подведомственность и подсудность.
|
|
2. Дать под запись образец искового заявления в суд
| Оформить в тетради образец искового заявления в суд
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Судебный и внесудебный порядок защиты гражданских прав;
2. Порядок подачи искового заявления;
3. Обжалование и пересмотр судебных решений;
4. Подведомственность и подсудность;
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 16. Правовые основы защиты государственной и коммерческой тайны
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие тайны и их виды.
2. Характеристика государственной, служебной и коммерческой тайн.
3. Ответственность лиц за разглашение тайны.
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Нормативное регулирование и порядок определение государственной и коммерческой тайны.
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие защиты государственной, служебной и коммерческой тайны;
2. Государственная тайна: понятие, нормативное регулирование, отнесение к данному виду, система защиты, порядок засекречивания и рассекречивание, ответственность за ее разглашение;
3. Служебная и коммерческая тайна: понятие и их отличие, отнесение к определенному виду тайны, ответственность за ее разглашение
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 17. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Понятие налогового контроля;
2. Виды налогового контроля;
3. Налоговое правонарушение
4. Ответственность за налоговое правонарушение
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Понятие налогового контроля;
2. Виды налогового контроля;
3. Налоговое правонарушение;
4. Ответственность за налоговое правонарушение
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 18. Правовые основы денежного обращения и расчетов
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Денежная система и ее элементы.
2. Правовое регулирование денежного обращения.
3. Эмиссия денег
4. Наличные и безналичные расчеты
|
|
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку
| Роль и значение Центрального банка РФ в валютном регулировании
|
|
3. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Денежная система и ее элементы.
2. Правовое регулирование денежного обращения.
3. Эмиссия денег.
4. Наличные и безналичные расчеты.
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
Тема 19. Правовые основы валютного регулирования
|
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия)
| 1. Нормативное регулирования валютного регулирования и валютного контроля;
2. Понятие валютного регулирования;
3. Элементы валютного регулирования;
4. Валютный контроль: понятие, органы контроля
|
|
2. Вопросы для обсуждения:
Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам
| 1. Нормативное регулирования валютного регулирования и валютного контроля;
2. Понятие валютного регулирования;
3. Элементы валютного регулирования;
|
|
3. Провести тестирование по 3 модулю (разделу) – письменно
| Приложение № 3. Для преподавателя, отдельно.
|
|
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы.
|
|
| | | |
Для докладчика 10 мин., содокладчика 5 мин.