Методы управления менеджер рассматривает как совокупность разнообразных способов и приемов, используемых для активизации и творчества всего персонала для удовлетворения его потребностей.
Методы управления основаны на действии законов и закономерностей управления, одновременно учитывающих научно-технический уровень развития производства и уровень развития отношений управления.
Методы менеджмента также разнообразны как и интересы людей, характер их работ.
Цель методов – обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов.
Цели и методы взаимосвязаны между собой. Каждой цели соответствуют определенные методы ее достижения.
Методы менеджмента ориентированы на высокую производительность и эффективность деятельности фирмы.
По характеру действия методы условно можно разделить: на методы материальной, социальной и властной мотивации, или экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирмы и персонала. Они стимулируют деятельность фирмы по удовлетворению интересов общества (система налогов, банковский кредит и т.д.), а также служат для мотивации работы персонала (ЗП, премии, вознаграждения).
Методы властной мотивации предусматривают ориентацию на дисциплину, организационно - распорядительные документы и строгое их выполнение.
Организационно – распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности управления ею, на естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой; их целью является упорядочение функций управления, обязанностей и прав работников, регламентация их деятельности.
Социально – психологические методы их сущность сводится к способам воздействия на личность, на коллективы с целью изменения ими своих установок в трудовой и творческой активности, на социальные и психологические интересы фирмы и их персонала (роль и статус личности, группы, фирмы, этика поведения, психологический климат и т.д.).
К социальным методам относится: повышение социально – производственной активности (копирование лидеров, установление образцового поведения и т.д.); поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, праздники и т.д.), социальное нормирование (установление норм отношений между работниками фирмы), моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).
Психологические методы используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирмы и установление благоприятного климата. К ним относится: гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещения и оборудования, специально подобранной музыки, психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы и самостоятельности); удовлетворение профессиональных интересов, повышение творческого содержания труда и т.д.
Методы менеджмента формируются в следующей последовательности:
¨ оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия;
¨ выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров;
¨ обеспечение условий для эффективного применения избранных методов.