Теории происхождения государства и права

Вопрос о том, как именно зарождалось государство и право, на самом деле и что они собой представляют, остается до сих пор дискуссионным в науке и, до сих пор познание не закончилось.

Научная мысль выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства и права, их сущность, цели, задачи, предназначение и т. п. И это объясняется сложностью и многогранностью этих явлений. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Необходимо иметь ввиду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества, государства и права.

Вот некоторые из них, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теория происхождения государства и права, ее основные представители Сущность теории
Государства
Теологическая (религиозная) А. Августин, Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф Государство существует вечно в силу осуществление Божественного замысла (Божественной воли). Поэтому каждый обязан смириться с этой волей. Проникнуть в тайну Божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.
Патриархальная Платон, Аристотель, Н. Михайловский Возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Договорная Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо Государству предшествует естественное состояние, а ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством – люди передают часть своих прав государственной власти, и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека. Суверенитет принадлежит народу, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Органическая Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс Человечество возникло как результат эволюции животного мира и их объединение в единый организм - государство.
Насилия (завоевания) Шан Ян, Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг Возникло в результате применения насилия. Опиралась на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, - война и завоевания.
Марксисткая Последователен материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть – государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.
Права
Теологическая Ф. Аквинский Право создано Богом, для урегулирования взаимоотношения людей существует высший божественный закон и естественное право, которые составляют основу действующего права. Главным божественным законом была признана Библия.
Естественно-правовая Смыкается с теологической теорией происхождения. Конфуций, Аристотель, Цицерон, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, Монтескье, А. И. Радищев, В.С. Соловьев, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер. Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не дарует. К таковым – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др. Это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость и, не могут быть отняты. Следовательно, естественное право – это высшее право по отношению к действующему (позитивному) праву.
Психологическая Л. Петражицкий, Г. Тард, Росс, Рейнер. Психологическая потребность людей жить в организованном обществе. Право есть правовые эмоции.
Общественного договора Эпикур, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Б. Спиноза, Ж. Руссо, А. Радищев Общественный договор как результат свободного соглашения народа
Историческая школа права Г. Гуго, К. Савиньи Право не создается законодателями. Оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык.
Историко-материалистическая (марксистская, классовая, экономическая) Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин) Основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Результат естественного (объективного) развития первобытного общества, прежде всего экономического и возникновение классов. Право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

И множество других теорий, например, нормативистская, социалистическая и др.

Важно не отрицать разнообразных подходов, а суметь выявить в каждой теории «рациональное зерно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: