Местные бюджеты являются финансовой базой местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаясь переданными в их ведение доходами.
Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» на практике рассматриваются как синонимы согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ. К уровню местных финансов относятся местные распорядители бюджета и мелкие бюджетополучатели (спектр государственных учреждений и предприятий: школы, детские сады, больницы, учреждения социальной защиты, культуры, транспортные предприятия и т.д.).
Организация АИТ исполнения местного бюджета тесно связана с развитием корпоративной вычислительной сети региона, которая должна охватывать бюджетные учреждения и финансовые организации. Органы местного самоуправления должны быть оснащены современными ИТ и иметь правовую базу для формирования собственных бюджетов и влияния на хозяйственные и социальные процессы на своих территориях. Новым ресурсом местного самоуправления является муниципальный и бюджетный менеджмент, который идет на смену широко распространенным ненадежным и экономически не эффективным интуитивным способам управления. Весо- мый экономический эффект может достигаться в результате разработки новых АС стратегического и оперативного управления бюджетом муниципального образования. При создании таких систем решение большого количества различных типовых проблем социально-экономического менеджмента становится стандартной процедурой. Вместо работы со множеством разрозненных параметров управления информационная система обеспечивает руководство наиболее важными из них [3].
|
|
АИС управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем: планирования, контроля и прогнозирования доходной части бюджета; распределения расходной части бюджета; сводных документов по бюджету и их анализа; оперативного интерфейса бюджетных процессов с процессами принятия решения руководством; управления дефицитом, резервами и бюджетом развития; оперативного управления программами развития экономики на территории муниципального образования; расчета и анализа показателей социального и экономического развития; регулирования децентрализованных бюджетов поселков и сел; оперативного управления в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций [3].
В данный момент разработана и функционирует автоматизированная система исполнения сметы расходов финансовых органов (АСИСФ «Смета»), предназначенная для комплексной автоматизации информационных технологических процессов бухгалтерской работы по исполнению сметы расходов территориальных, местных финансовых органов и бюджетных учреждений (подробно см. п. 12.3).
Тем не менее на уровне муниципальных образований еще предстоит создать «Комплексную АИС управления финансами».