Хотя разнообразие теоретических подходов имеет большое значение в выборе практических решений, их оценка не является целью современных исследований по социальной работе. Поэтому мы имеем дело лишь с поверхностным анализом их полезности, опирающимся на данные психологических исследований без учета специфики практики социальной работы. Каковы причины этой ситуации? Как было показано в главе 1, у каждой теории есть -торонники. Соответственно они придерживаются определенного представления о применимости тех или иных знаний и теорий на практике. Для того -:тобы разобраться в теоретических предпочтениях, необходимо проанализировать различные точки зрения на эпистемологию, т.е. на то, как мы понимаем и описываем человеческое знание.
Различие между интерпретативным и позитивистским подходами к знанию в доступной форме объясняют в своей книге Бречин и Сайдэл (2000). Позитивисты считают, что мир упорядочен и подчинен естественным законам, которые доступны для понимания. Мир существует независимо от лю-
|
|
дей, которые могут занимать по отношению к нему объективную позицию наблюдателя. В то же время люди являются объектами, подобно животным в природном мире, и их поведение сравнимо с поведением этих объектов. Последовательное изучение мира формирует представление о том, каким образом он устроен и каковы закономерности его объектов, природных явлений и живых существ. Это знание можно использовать для достижения желаемых изменений. Эффективность подобных действий очевидна, поскольку всегда можно объяснить их причинно-следственную связь. Человеческие существа понять сложно, но возможно.
Приверженцы интерпретативного подхода полагают, что люди являются независимыми существами, обладают свободой воли во взаимоотношениях с другими, поэтому они не могут быть объективными. Общество не сводится к совокупности индивидов, знание о мире доступно через понимание и восприятие людьми того, что их окружает. Участие в отношениях между людьми означает, что мы влияем на мир, который изучаем, и, в свою очередь, наши представления о мире влияют на наши действия, т.е. нам свойственна субъективность. Человеческие существа являются субъектами, которые воздействуют друг на друга, но в этом процессе они также изменяются сами. Процесс взаимо- и самоизменения происходит постоянно, даже в условиях внешних влияний со стороны естественного и социального порядка. Поэтому для понимания закономерностей человеческой жизни фактической информации недостаточно, необходимо более гибкое восприятие окружающего мира.
Например, если я кричу на своих детей и это их расстраивает, то в следующий раз я постараюсь контролировать себя, поскольку мои личные взгляды и социальные ценности относительно воспитания детей не позволяют мне причинять им боль. Следовательно, чтобы получить полную картину ситуации, социальные работники должны включаться во взаимоотношения с людьми и совместно с ними исследовать происходящее. Взаимосвязь человеческих и социальных целей и ценностей всегда выступает фактором взаимодействия. Моя позиция относительно конструирования социальной работы и ее теорий, подробно обсуждаемая в главе 1, отражает интерпретативный подход: я показываю, как социальные работники, социальные службы и клиенты изменяют друг друга в процессе взаимодействия.
|
|
Разногласия между этими двумя подходами вызвали дискуссию среди социальных работников. В настоящее время существуют четыре основных подхода относительно применения знания в социальной работе в качестве основы для теории. Порядок, в котором я их описываю, должен облегчить их понимание. Кроме того, обсуждаются методологическое значение и ограничения этих подходов.