Глава 4. Католицизм и протестантизм

Католицизм (от греч. - всеобщий, вселенский) является одним из важнейших, наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве, а по числу последователей (ок. 1 млрд человек) занимает первое место в мире. Большинство европейских государств традиционно являются сферой слияния Римско-католической церкви, Наиболее сильны ее позиции в Италии, Испании, Ирландии, Франции, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Наибольшее влияние Римско-католическая церковь сохраняет в Латинской Америке (Центральная и Южная Америка). В США наиболее высокий процент католиков в штатах так называемой Новой Англии. Католические общины существуют в Азии, Африке. Небольшой процент католиков наблюдается в Индии, Вьетнаме, Китае.

Вероучение Римско-католической церкви основано на Священном Предании и Священном Писании. Католики сохраняют приверженность Никео-Константинопольскому символу веры, но включают в собственную догматику некоторые изменения. Это связано с тем, что после раскола 1054 г. Римско-католическая церковь не прекращает созыв Вселенских соборов и их решения значительно повлияли на ее вероучение и историю.

До 60-х годов ХХ в. богослужение Римско-католической церкви велось на латинском языке и признавался только латиноязычный вариант Библии, так называемая Вульгата. После II Ватиканского собора было разрешено издание текста Писания на национальных языках. В Ветхом Завете Вульгаты на одиннадцать книг больше, чем в еврейском оригинале (50, не 39). Эти книги сохранились только в греческом переводе, среди них «Книга Юдифь», «Книга Премудростей Соломона», «Книга Иисуса сына Сирахова», все книги Маккавеев и др. В то время как протестанты исключают их, считая апокрифическими, православные включают их в принятый текст Ветхого Завета (в качестве неканонических — душеполезных, но не богодухновенных), католики включают их в ветхозаветный канон на равных основаниях с остальными его частями и признают богодухновенными.

Под Священным Преданием подразумеваются древние вероучительные документы (Символ веры, апостольские правила, решения Поместных соборов древней церкви), акты Вселенских соборов начиная с Никейского (всего Католическая церковь признает 21 собор — последний по времени, II Ватиканский собор проходил в 1962— 1965 гг.), а также сочинения тех богословов, которые признаны церковью в качестве Учителей Церкви (изначально их число ограничивалось четырьмя — св. Амвросием Медиоланским, св. Иеронимом, св. Августином и св. Григорием Великим, по со временем оно достигло двух десятков, среди них одна женщина — св. Тереса де Хесус).

Символ веры у католиков практически совпадает с православным за исключением вопроса о филиокве – исхождении Святого Духа. Согласно католическому вероучению святой дух исходит от отца и от Сына одинаково.

Еще одно дополнение - учение о чистилище. Люди, которые не соврешили в земной жизнри тяжких грехов или совершили недостаточно добрых дел могут обрести спасение очистившихсь в огне чистилища. Время пребывания в нем может сократится благодаря доктрине избыточной благодати. Святые и церковь могут передать грешнику часть собственных духовных заслуг и таким образом способствовать его скорейшему освобождению. Отсюда берет начало популярное в Средние века учение об индульгенциях. Учение о чистилище встречается в трудах Григория Великого, но было признано в качестве официального догмата только на Флорентийском соборе в 1439 г.

Важнейшей особенностью католическое вероучения является вера возможность заступничества святых и особенно девы Марии перед Богом за людей. Отсюда берет начало самостоятельный культ Девы Марии и догмат о ее непорочном зачатии принятый в 1864 г. В 1950 г. был провозглашен догмат о телесном вознесении Богоматери на небо после смерти. Наконец, в 1964 г. Дева Мария была признана Матерью Церкви. При этом католическое вероучение особым почитанием окружает не столько образ Девы Марии как матери Иисуса Христа, но как образ Непорочной Девы.

Церковь является посредником между Богом и людьми благодаря апостольской преемственности. Отсюда берет начало учение о таинства. Римско-католическая церковь признает семь таинств, аналогичные православным. Значительные различия существуют в обряде причастия. Католики признают два вида причастия для мирян (только хлеб) и для клира (хлеб и вино). II Ватиканский собор разрешил допускать мирян до причастия хлебом и вином, но причастие совершается пресным хлебом (гостия, облатка) и капли вина наносятся непосредственно на хлеб. Формула крещение у католиков направлена на подчеркивание роли священнослужителя в таинстве, а само крещение совершается неполным погружением.

Католическое духовенство не знает деления на белое и черное духовенство. Булла Григория VII (1075) стала основанием для целибата - обета безбрачия, который обязателен для всех степеней священства. Поэтому рукоположение в сан возможно только при условии, что кандидат никогда не был женат. По мнению ряда исследователей целибат был вынужденной мерой для сохранения земельных владений в неприкосновенности, поскольку обычай майората вызывал дробление церковных земель, а церковные должности все чаще передавались по наследству. СВ современных условия данная мера утратила актуальность и все чаще возникает вопрос о пересмотре обета безбрачия.

Католический храм в плане так же напоминает крест или корабль, в его основании практически всегда покоятся мощи святого. Основная особенность католического храма – наличие множества алтарей и отсутствие строгой ориентации по сторонам света. Над алтарем помещается главный храмовый образ и скульптурное изображение распятия. Иконостас в католическом храме отсутствует. Изображения святых скульптурные, живопись представлена стенными и потолочными фресками. Один из частых элементов декора – цветные витражи.

На алтаре располагается табернаклъ - хранилище для освященных гостий (круглых небольших пресных лепешек из пшеничной муки, которые выполняют роль хлеба в таинстве евхаристии по католическому обряду), сооружаемое обычно в виде шкафчика, скульптурное распятие, чаша для причастия, патена — плоское блюдце для гостий, и корпорал — салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же располагаются циборий — чаша с крышкой для хранения гостий, и монстрация — сосуд для выноса гостии во время религиозных процессий.

Важнейшее католическое богослужение — месса, соответствующая православной литургии. Она состоит из литургии слова, являющейся аналогом древней литургии оглашенных (членов общины, не принявших крещения), во время которой читается Писание и произносится проповедь, по воскресным и праздничным дням читается и поется Символ веры; далее следует евхаристическая литургия (аналог — литургия верных), которая состоит из евхаристической молитвы (ранее — канона освящения), причащения и заключительных обрядов. Чтение молитв и исполнение песнопений чаще всего сопровождается органом, но католическая практика допускает и инструментальную музыку. До решений II Ватиканского собора католическое богослужение могло совершаться только на латинском языке (отсюда синоним католицизма — латинский обряд). Собор разрешил проведение службы с соблюдением всех канонических требований на национальных языках. Тогда же были разрешены включения в мессу мелодий, исполняемых на национальных музыкальных инструментах, что нашло широкое применение среди африканских католиков.

Облачение священников разделяется на повседневное и литургическое. Повседневная одежда священника, сутана, - длинное одеяние со стоячим воротником, наглухо застегнутая сверху донизу. У священника сутана черная, у епископа - фиолетовая, у кардинала - красная, у папы — белая. Форма литургических одежд восходит к одеждам римлян IV-V вв. Эти облачения должны напоминать о добродетелях и обязанностях священников. Для совершения мессы поверх сутаны надевается белая длинная рубашка, иногда украшенная кружевами - альба (от лат. белая), плетеный пояс, наминающий о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста, и стола - лента, надеваемая на шею (соответствует православной епитрахили), которая символизирует власть священника. Поверх этого надевается орнат (от лат. украшаю), безрукавная накидка с вырезом, изготовляемая из бархата или парчи, символизирующая груз евангельского учения. Для совершения других служб, например процессий, священником надевается рубашка до колен - комжа и плащ капа, часто именуемый плувиал, поскольку он защищает от дождя (от лат. дождь). Головной убор священника - четырехугольная шапочка биретта. Епископы носят на голове митру, которая со времени папы Павла VI (1963-1978) заменила и традиционную тиару первосвященников.

В католических храмах верующие обычно сидят и должны вставать только при чтении Евангелия и при вознесении Святых даров. Таинство исповеди совершается у специальных кабинок, окна которых

Одним из важнейших элементов католического вероучения является почитание святых. В качестве таковых выступают люди, пострадавшие за исповедание своей веры в Христа или проводивших свою жизнь в самоотречении и добрых делах. Католики считают, что святые по просьбе верующих могут совершать чудеса, приносить исцеление и становятся заступниками молящегося, облегчая таким образом его земную и посмертную участь. В эпоху средневековья, стремясь вытеснить из народной памяти языческих богов и празднества, католические священнослужители нередко устанавливали празднование дня какого-либо святого на языческий праздник. Так, кельтский праздник начал зимы – Самайн, становится днем всех святых. Нередко святым поклонялись как покровителям ремесел или бытовых занятий. Так, св. Губерт считался покровителем охоты, св. Варвара опекала пожарных, св. Антоний - защищал от воспалительных заболеваний и т.д. Многие святые почитались как покровители стран и народов: например, св. Франциск Ассизский - Италии, св. Георгий - Англии, св. Людовик IX - Франции, св. Вацлав - Чехии, св. Антоний Падуанский - Португалии. Патронат, как правило, определялся важнейшими эпизодами деяний святого и не ограничивался одной сферой. В настоящее время католическая церковь чтит память около 3000 святых, но праздники в честь только 58 из них имеют общецерковное значение.

В католической церкви сложилась особая двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. Первая ступень - беатификация, т. е. признание блаженным, утверждаемое специальной папской конгрегацией, вторая - канонизация, т. е. признание святым, утверждаемое папой.

В католицизме весьма развито почитание святых мест, под которыми понимаются определенные области Палестины, которые связаны с эпизодами евангельского повествования или месте, где соввершались чудеса, а так же места хранения священных реликвий. Общепринятым местом паломничества остается Рим. Как центр католического мира. С IX в. огромной популярностью пользовалась гробница апостола Иакова в испанском городе Кампостелло. В XIX в. особое значение как центр паломничества приобрел Лурд, город на юго-западе Франции, в окрестностях которого произошло явление Богоматери 14-летней девочке Бернадетте Субиру, которое, по ее свидетельству, повторялось 18 раз. В XX в. подобное значение приобрела деревушка близ Лиссабона Фатима, в окрестностях которой в 1917 г., по рассказам трех крестьянских детей, также произошло явление Богоматери.

Католическое монашество так же весьма значительно отличается от православной практики. Монашествующие католики объединяться в орде каждый из которых имеет свой устав, почитаемого основателя и напрямую подчиняется папе Римскому, будучи выведен из под юрисдикции местного церковного начальства. Отцом-основателем западного монашества по праву считается св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480-543). Монастырь в Монте Кассино (Италия), основанный им, стал образцом для создаваемых по всей Западной Европе монашеских объединений. Составленные св. Бенедиктом «Правила» требовали от братьев совместного проживания, послушания, воздержания и обязательного труда, как физического, так и умственного. Бенедиктинские монастыри часто имели особое помещение скритпторий, где переписывались древние рукописи и сочинения отцов церкви, что позволило сохраниться отдельным образцам античного наследия. В середине V в. возникает особый орден, объединявший в монашеском общежитии священников. Такие монастыри получили наименование августинских, поскольку по преданию св. Августин Блаженный, будучи епископом Гиппонским организовал в своем доме некоторое подобие монастыря. Со временем возникают новые ордена - цистерцианцы, картезианцы, кармелиты.

В XIII в. появляются ордена, чей устав предписывают их членам вести нищенский образ жизни – францисканцы (основатель святой. Францизск Азиский, Орден меньших братьев) и доминиканцы (основатель св. Доминик, Орден братьев-проповедников). Представители последнего известны как постоянные участники духовных судов – инквизиций. Одна из неверных, но распространенных трактовок называния ордена возводит его к латинскому выражению – псы Господни. Вероятно толкование берет начало от эмблемы ордена - собака с пылающим факелом в зубах. Основным занятием францисканцев является покровительство больным и нуждающимся. Им принадлежит множество приютов, больниц. Большинство орденов имеют как мужские, так и женские монастыри.

В Палестине возникают духовно-рыцарские ордена, сочетавшие в своих уставах и деятельности монашеские идеалы и воинское ремесло. Наиболее известны из них госпитальеры (иоаниты, впоследствии получившие название мальтийских рыцарей), тамплиеры (храмовники, чьи объединения были запрещены в 1312 г.) и тевтонский орден, перенесший свою деятельность в Северо-Восточную Европу и прекративший свое существование в XVI в.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских объединений. Руководит ими Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

Глава Римско-Католической церкви - папа римский, первосвященник, глава церковной иерархии. По преданию Папа Римский является наследником апостола Петра, наместником Бога на Земле, согласно евангельским словам Христа: «Ты Петр [камень], и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата ада не одолеют Ее. Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано и на небесах...» (Мф. 16:18-19). Официальное наименование папы Римского сохранилось с языческих времен - pontificus maximus. Институт папства определил практически всю историю Католической церкви. Как наместник Бога на Земле папа Римский является непогрешимым, его поступки и слова в прямом смысле отражают желания Бога согласно решению, принятому в 1870 г. на I Ватиканском соборе.

Во второй половине III в. римский епископ практически управлял церковными округами (диоцезами) центральной и южной части Апеннинского полуострова и назначал там епископов. Отсюда берет начало определение римского епископа как «епископа епископов», что со временем проявилось в претензии на главенствующее положение католицизма во Вселенской церкви и

Единым центром является Ватикан - папская резиденция, небольшое государство на территории Рима (официальное название - Государство Град Ватикан), занимающее площадь 44 гектара, образуемую собором Св. Петра, дворцами, построенными и разное время, и садами. Ватиканское гражданство имеет около 1000 человек, это служащие центрального аппарата церкви и дипломаты, но на самой территории государства постоянно проживает около 300 человек представителей высшего духовенства, 110 швейцарских гвардейцев, духовенство собора Св. Петра и несколько десятков монахинь ордена кармелиток. Ватикан чеканит свою монету, имеющую внутреннее хождение, и выпускает марки. Помимо воинского корпуса, Ватикан имеет свою радиостанцию, академию наук, газету («Оссерваторе Романо»), ветку железной дороги и почтовую службу.

Правительством Ватикана являются высшие учреждения католической церкви, со времени поздней античности называемые, подобно административным учреждениям империи, Римской курией, все члены которой назначаются папой. Управляет ею Государственный секретариат, разделенный на два департамента - Отдел общих вопросов и Отдел сношений с зарубежными государствами. Глава этого органа - Государственный секретарь - является, по сути, главой правительства и министром иностранных дел. Ватикан имеет в большинстве государств своих дипломатических представителей. В 1990 г. Россия и Ватикан восстановили дипломатические отношения, прерванные после 1917 г.

Функцию министерств выполняют конгрегации - постоянные комиссии кардиналов и епископов, руководящие определенными направлениями церковной деятельности. Число и функции конгрегации менялись на протяжении истории церкви, в настоящее время их девять. Это конгрегации: вероучения; по делам восточных церквей; богослужения и таинств; канонизации святых; по делам епископов; евангелизации народов; по делам духовенства; по делам институтов священной жизни и обществ апостольской жизни; католического образования. Кроме этого, в курию входят высшие судебные инстанции - трибуналы, осуществляющие рассмотрение вопросов судопроизводства в соответствии с нормами канонического (церковного) права, включая и бракоразводные дела. В число высших органов входят три секретариата - по содействию христианскому единству, по делам нехристианских религий и по делам неверующих. Помимо курии, действует Коллегия кардиналов - высших сановников церкви, из числа которых избирается папа.

Перенос столицы империи из Рима в Константинополь (330) создал благоприятные условия для возникновения независимой Римской церкви. Пиппин Короткий пожаловал Римскому первосвященнику земли в центральной Италии в качестве «наследия св. Петра». Из них сложилась Папская область, просуществовавшая с 756 по 1870 г.

По установленному в 1059 г. папой Николаем II правилу, папу избирает Коллегия кардиналов (первоначально - священнослужителей крупнейших римских церквей). С XIII века, дабы избежать затягивания выборов нового папы, было решено изолировать Коллегию кардиналов от окружающего мира. Запертые на ключ (отсюда происходит слово «конклав» - от лат. запертая комната), они обязаны были быстро избрать нового папу под угрозой длительного поста... Для избрания папы требуется набрать 2/3 голосов плюс один голос. Если выборы прошли успешно, то после них сжигают избирательные бюллетени, подкладывая в печь сухую солому, дабы белый дым оповестил жителей Рима об избрании нового папы; если же выборы не увенчались результатом, в печь подкладывают мокрую солому - тогда из трубы идет черный дым. После избрания папа принимает новое имя (впервые это произошло в 533 г. при избрании Иоанна II), который сменил свое языческое имя Меркурий. Эта практика окончательно утвердилась в конце X в.; с тех пор все папы, за исключением Адриана VI (1522-1523), последнего до 1978 г. папы-неитальянца, меняли свои имена при вступлении на престол. В 1978 г. впервые за всю историю католической церкви был избран папа-поляк, Кароль Войтыла, архиепископ Кракова; он принял имя Иоанн-Павел II. 19 апреля 2005 его сменил уроженец Баварии кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI.

Современный статус государства Ватикан сложился в ходе объединения Италии в 60-х гг. XIX в., когда в 1870 г. Папская область была присоединена к Итальянскому королевству, а Рим был объявлен его столицей. Пий IX демонстративно отказался признать новое государство и объявил себя узником Ватикана. Конец враждебным отношениям Итальянского государства и папского престола положили Латеранские соглашения, заключенные в 1929 г. правительством Б. Муссолини и папой Пием XI, согласно которым Ватикан был объявлен независимым государством. Эти соглашения не утратили силы, и после падения фашистского режима: папа римский снова, разумеется, в совершенно иных формах, обрел светскую власть.

В католической церкви, как и в православной, существуют три степени иерархии: епископат, пресвитеры и дьяконы. Все священнослужители католической церкви дают обет безбрачия, хотя для дьяконата существуют некоторые послабления: к сану допускаются пожилые женатые мужчины. В католической церкви существует сан кардинала — высший после папы духовный чин. Они носят как отличительный признак своего звания красную мантию и шапку такого же цвета. Первоначально к ним принадлежали священнослужители наиболее важных церквей Рима. Возвышение их началось с XI в., когда исключительно на них было возложено избрание Римских первосвященников; эта функция сохранилась за ними и по сию пору. До последнего времени большинство кардиналов были итальянцами, и из 263 человек, избранных папами, около 200 были также итальянцами. В правление Иоанна Павла II Коллегию кардиналов составили 156 членов, а итальянцы потеряли в ней былое численное превосходство.

На местах вся полнота церковной власти принадлежит епископам. Для решения наиболее важных церковных дел с середины 60-х гг. XX в. один раз в три года епископы созываются на Синод, который играет при папе роль представительного совещательного органа. В пределах национальных католических церквей глава столичной или наиболее чтимой древней епархии носит почетный титул примаса, например архиепископ Парижский во Франции, Толедский в Испании и т. д.

Основой церковной жизни является приход, который управляется назначенным епископом священником (пресвитером). Он имеет право совершать все таинства, за исключением миропомазания, которое совершается епископом во время обряда конфирмации. В приходе проходит и служба дьяконов, которые могут совершать таинства крещения, венчания и отпевания, а причащать они могут только освященными до этого священником дарами.

Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью было положено папой Иннокентием III (понтификат 1198-1216); она действовала почти во всех католических странах с 13 по 19 в. Иннокентий III в борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти придавал особое значение искоренению ереси. В 1204 г. он поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции. Позже с этой же целью он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей («альбигойские войны», 1209-1229). Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор в 1215 г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. В 13 в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы.

Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Папа Григорий IX (1227-1241) передал дело инквизиции орденам нищенствующих монахов доминиканцам и францисканцам. В своей повседневной работе инквизиция руководствовалась теоретическим трудом Бернардо Гуи «Руководство инквизитора». Книга Гуи содержала наставления о практике ведения следственных дел, допросе свидетелей и обвиняемых, практику применения пыток. В процессах о ведьмовстве в качестве теоретического руководства выступал «Молот ведьм» (Г. Шпренгер и Я. Инститорис). В компетенцию инквизиторов входили дела о богохульстве, еретических воззрениях и колдовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Инквизиционный суд также не подлежал контролю со стороны, следствие велось с применением пыток. Применение пыток оправдывалось необходимостью раскаяния еретика и спасения души. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанности верующим и щедро вознаграждался за счет имущества осужденных. В качестве наказаний применялись интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные содержались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой. Упорствующих в ереси инквизиционный трибунал отлучал от церкви и передавал в руки светской власти для «наказания по заслугам», что обычно означало сожжение на костре.

Типичное представление об инквизиции, чрезвычайно распространенное сегодня, рисует ее потрет исключительно черными красками. Инквизиция уничтожала любые ростки свободомыслия в Европе. За годы ее существования на кострах были сожжены сотни тысяч людей. Особенно жестоким преследованиям подвергались женщины, более склонные к ведовству и связям с дьяволом. Безусловно, что на совести инквизиторов множество людских жизней. Тем не менее, жестокость инквизиционных судов была прямо пропорциональна убеждениям местных властей. Расцвет инквизиции в первую очередь наблюдался в тех государствах, где светские власти прямо поощряли инквизицию.

Инквизиция была отменена в протестантских странах в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г., в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость (1810-1826). Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 году как оружие контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она действовала только методами наказания и церковной цензуры.

История Римско-католической церкви. Раскол единой христианской церкви в 1054 году стал естественным завершением процесса, длившегося уже несколько столетий. Разногласия между римским первоосвященником и константинопольским патриархом были вызваны как историческими условиями существования обоих центров христианства, так и догматическими различиями. Для католической церкви характерен принцип догматического развития, который содержит учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствии с существующей практикой церкви, обладает способностью непогрешимого толкования вероучения. Своеобразие католических догматической, литургической и организационной практик накапливалось столетиями.

Окончательное разделение церкви произошло в XI в. при папе римском Льве IX и Константинопольском Патриархе Михаиле Кируларии. Поводом послужило стремление папы ввести обычаи Латинской церкви в диоцезах Южной Италии, где традиционно находились Византийские владения. Патриарх и папа вступили в дипломатическую переписку, а в Константинополь было отправлено посольство, во главе которого стоял кардинал Гумберт Сильва Кандидский, своей заносчивостью восстановивший против себя высшее духовенство Византии. Когда папские послы увидели, что им не удается переубедить своих оппонентов, они составили акт отлучения патриарха и Греческой церкви и, положив его во время богослужения на престол храма св. Софии, покинули Константинополь. На соборе, созванном Михаилом Кируларием в 1054 г., папские легаты были преданы проклятию. Восточная церковь объявила о своем отделении от церкви Западной, и тем самым было положено начало окончательному разделению, поскольку все восточные патриархи поддержали Константинопольского.

Этот раскол сохраняется и в настоящее время, но начавшееся в 60-е гг. XX в. католическое экуменическое движение способствовало тому, что на заключительном заседании II Ватиканского собора 7 декабря 1965 года папа Павел VI отменил отлучение от церкви Михаила Кирулария. Одновременно в храме св. Ирины в Константинополе (ныне Стамбуле) была проведена церемония отмены анафемы папским легатам и обвинений Римской церкви в извращении веры.

История собственно Римско-католической церкви начинается с конца IX века. В этот период папский престол не имел того прочного положения, которого он достигнет благодаря трудам Григория VII. На протяжении нескольких десятилетий власть в Риме находилась в руках семейства консула Теофилакта, жена которого Теодора и дочери Мароция и Теодора Младшая с помощью интриг возводили на папский престол своих родственников и любовников и свергали неудобных им первосвященников. Именно эта обстановка способствовала возникновению легенды о женщине-папе, историческая необоснованность которой была доказана еще в XIX в. В 962 г. германский король Оттон I короновался в Риме императорской короной, положив тем самым начало новому государству — Священной Римской империи, которая включала в себя и Итальянские земли, но эти изменения не привели к существенному изменению обстановки в Вечном городе. Церковь становится полностью зависимой от светской власти, в том числе и в вопросах назначения епископов (инвеститура).

Подобное положение вещей вызвало к жизни движение за реформу церкви, зародившееся в бургундском монастыре Клюни, и получившее название Клюнийского. Движение начинается в X в. ставило своей целью восстановление церковной и монастырской дисциплины и укрепление авторитета папства. За несколько десятилетий была создана система монастырей, подчиненных непосредственно Риму, введен целибат, установлены жесткие правила избрания Римского первосвященника, начата борьба с торговлей церковными должностями (симонией). Суть программы папской теократии, составлявшей сердцевину клюнийского движения была выражена в формуле: «Светская власть является отражением сияния папского авторитета, подобно Луне, отражающей свет Солнца».

Началом открытой борьбы стал вопрос об инвеституре (Х1-ХII вв). По сути, это была борьба за поддержку провинциальных иерархов. Папы настаивали на том, что светская власть не имеет права вмешиваться в духовные дела, каковым является поставление епископа, а императоры указывали на то, что епископы, имеющие земельные владения, должны получать право на владение ими наравне с другими феодалами, т. е. из рук государя. Кульминацией этого противостояния было отлучение в 1076 г. императора Генриха IV папой Григорием VII. Император был вынужден в 1077 г. пойти на покаяние к папе в замок Каноссу в Италии, и это событие стало символом папского могущества. Но все же папские требования, связанные с инвеститурой, полностью осуществить не удалось. В 1122 г. был заключен так называемый Вормский конкордат, согласно которому папа вручает епископу символ духовной власти - посох, а император возводит его в права земельного владения.

Другим важнейшим направлением деятельности церкви в этот период были Крестовые походы. Формальным поводом было объявлено освобождение Гроба Господня и других палестинских святынь из рук неверных. На практике основной причиной крестовых походов становится перенаселенность Европы. Рыцарь не мог добывать средства к существованию занимаясь каким-либо ремеслом или торговлей, это считалось несовместимым с его социальным статусом защитника земель и воина. В Западной Европе было много безземельных рыцарей, видевших единственный источник средств в ведении междоусобных войн. Но перспектива военных действий нашла отклик не только в рыцарском стане. Крестьяне, отправляясь на Восток, рассчитывали получить свободу от рабства, а торговое сословие надеялось на скорое обогащение. Состоялось несколько детских крестовых походов. Результатом таких экспедиций стали многочисленные жертвы среди плохо экипированных низших сословий. В 1099 г., во время I Крестового похода был взят Иерусалим, что привело к созданию Иерусалимского королевства. Однако в 1187 г. мусульманам удалось освободить город, и все попытки его возвращения не имели успеха. Последующие Крестовые походы свидетельствовали об упадке самой идеи движения. Во время IV Крестового похода в 1204 г. был захвачен и разграблен Константинополь. В 1270 г. состоялся последний VII Крестовый поход в Тунис, руководил им король Франции Людовик IX Святой.

Рационализация религиозной философии привела к возникновению нового направления – схоластики. В противовес учению Блаженного Августина представители схоластики считали, что разум и вера вполне могут сосуществовать, не противореча божественному откровению. Важнейший представитель схоластики Фома Аквинский (1225/26-1274) выдвинул теорию, согласно которой одни положения вероучения могут быть доказаны рационально (бытие Бога), другие же, основанные на непреложных истинах Божественного откровения, должны быть приняты на веру (догмат о триединстве). Он же обосновал догмат о примате духовной власти над светской, нашедший яркое отражение в политике Иннокентия III (1198-1216). Обращение к трудам Аристотеля в дальнейшем сыграло свою роль в возрождении интереса к античной культуре в эпоху Возрождения.

Новый конфликт духовной и светской власти находит отражение в соперничестве французского короля Филиппа IV Красивого (1285-1314) и папы Бонифация VIII (1294-1303), во время которого французское духовенство, поддержало короля и потребовало смещения папы. Результатом победы Филиппа IV стало переселение главы католической церкви из Рима в город Авиньон, находившийся вблизи французской границы, где они попали в полную зависимость от королевской власти. Период с 1309 по 1377 г., в течение которого папский престол занимали только выходцы из Франции, получил название Авиньонского пленения.

Возвращение папы в Рим в 1377 г. вызвало еще большие смуты. Кардиналы, оставшиеся в Авиньоне, избрали своего папу и до 1417 г. в церкви существовало сразу несколько пап: в 1409 г., на соборе в Пизе, в дополнение к Римскому и Авиньонскому был избран соборный папа Александр V Конец Великой схизме (расколу) положил Констанцский собор, созванный в 1414 г., который низложил всех трех пап и избрал нового - Мартина V (1417-1431). Помимо вопроса о папской власти, собор в 1415 г. осудил на смерть чешского реформатора Яна Гуса, осуждавшего злоупотребления папства и требовавшего коренной реформы церкви (проповеди на национальных языках и причастия хлебом и вином для мирян). Его казнь положила начало многолетним гражданским войнам в Чехии.

Возвратившиеся в Италию папы оказались втянутыми в региональную итальянскую политику, часто переплетавшуюся с семейными делами первосвященников. Постоянные конфликты, политика непотизма, внебрачные связи пап становившиеся широко известными, все это в конченом итоге првело к зарождению мыслей о необходимости очищения церкви. Практической попыткой становится Реформация.

Католическая церковь разворачивает широкое наступление на реформационные процессы. Одним из самых известных орудий церкви в этой борьбе становится орден иезуитов.

Иезуи́ты или «Общество Иисуса христианский религиозного ордена Римско-католической Церкви основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Девиз Общества Иисуса – «Ad maiorem Dei gloriam» («К вящей славе Божьей»), а его цель – служение Богу и церкви. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Иезуиты оставили заметный след в истории Японии (миссия Франциска Ксавье), Канады и ряда латиноамериканских стран, где некоторое время существовали независимые государства иезуитов.

В своей деятельности Общество Иисуса руководствуется документами, собранными в Уставе и включающими ряд папских булл; инструкций написанных в 16 в. основателем ордена Игнатием Лойолой Установлениями и Духовными упражнениями, а также декретами и постановлениями высших органов ордена или его руководителей.

Высшая власть в ордене принадлежит генеральной конгрегации – ассамблее представителей всех «провинций» региональных объединений иезуитов из различных стран мира. Генеральная («общая») конгрегация созывается в случае смерти или переизбрания генерала ордена, чтобы назначить его преемника, однако может созываться и по другим важным поводам. Малая конгрегация представителей от провинций созывается каждые три года для обсуждения внутренних дел ордена и решения вопроса о необходимости созыва генеральной конгрегации.

Генерал, возглавляющий иерархию Общества, избирается генеральной конгрегацией пожизненно. В помощь ему избираются 4 генеральных ассистента, и 11 региональных ассистентов, представляющих географические регионы, на которые распространяется влияние ордена и которые называются ассистенциями. Ассистенции, в свою очередь, подразделяются на провинции, вице-провинции, области, или миссии, во главе которых стоят, соответственно, провинциалы, вице-провинциалы и настоятели. Члены Общества, как правило, объединяются либо в коллегиумы (учебные заведения), возглавляемые ректором, либо в «дома» (т.е. общежитийные обители), возглавляемые настоятелем.

При вступлении в орден все кандидаты проходят двухлетний новициат, во время которого они получают необходимую духовную подготовку и проверяют свою решимость сделаться иезуитами. Кандидаты на принятие священнического рукоположения называются новициатами-схоластиками, а готовящиеся стать простыми братьями – новициатами-коадъюторами. По истечении периода новициата приносятся предварительные («малые») монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, после чего схоластик или брат становится членом ордена.

После этого братья-коадъюторы обучаются по программе, соответствующей их потребностям и наклонностям, а схоластики начинают курс обучения, который должен подготовить их к священству. Обычно эта подготовка предполагает получение высшего университетского образования в своей стране, а также изучение обязательных церковных курсов философии и теологии. Рукоположение в священнический сан обычно происходит на третьем году изучения богословия. Последний год, т.н. терцианство, посвящается исключительно духовным упражнениям и началу пастырского служения.

По завершении обучения священники и братья-коадъюторы приносят уже окончательные, вечные обеты бедности, целомудрия и послушания. Для принесения этих обетов иезуит должен не менее 10 лет состоять членом ордена, быть не моложе 33 лет и, если он священник, успешно осуществлять священническое служение на протяжении трех лет. Те священники (профессы), которые удостоены особого посвящения, приносят еще и четвертый обет беспрекословного подчинения папе, а также ряд дополнительных обетов, касающихся бедности и отказа от церковных почестей. Иезуиты придерживаются общепринятых стандартов в отношении пищи, одежды и жилья. Они не носят особых монашеских облачений или специальной одежды.

Возрастающее влияние иезуитов привело орден к конфликту с деятелями Просвещения и в 1759 орден был запрещен на всей территории Португальской империи. В дальнейшем подобные запреты вышли в других европейских странах. 16 августа 1773 папа Климент XIV формально объявил о полном роспуске Общества Иисуса. Иезуитская собственность была большей частью конфискована и перешла в руки местных властей или церкви. Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы.

В 1801 папа Пий VII официально признал существование ордена в России, и бывшим иезуитам в других странах было позволено объединиться с российскими иезуитами. Официально общество было восстановлено по всему миру 7 августа 1814.

Сегодня число иезуитов составляет 19 573 человек (данные 2006 года), из них 13 736 священников. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах.

Флорентийская уния состоялась в результате более чем двухлетней работы Ферраро-Флорентийского собора, на котором присутствовало высшее духовенство Католической и Православных церквей (1438-1439 гг). После многочисленных заседаний 5 июля 1439 года во Флоренции в церкви Санта Мария Новелла 116 латинскими иерархами во главе с Папой и 33 восточными предстоятелями было подписано соглашение о воссоединении церквей. Через два месяца после подписания акта соединения русская делегация отправилась домой. Через полтора года, достигнув литовско-московской границы, митрополит и кардинал Исидор объявлял в каждой епархии о состоявшемся соединении. Единение с Римом было признано в Киевской, Брянской, Смоленской, Полоцкой, Луцкой, Туровской, Владимиро-Волынской, Холмской, Пермышльской и Галицкой епархиях. Однако уния сохраняла свое значение кране недолго в 1448 г. Русская церковь официально прерывает общение с Католической через решение об автокефалии.

Тридентский собор (с 1545 по 1563 г.) осудил основные положение реформатских учений, в 1559 был опубликован «Индекс запрещенных книг» (список книг, которые католикам было запрещено читать), но реформационные процессы остановить было практически невозможно и во многих европейских странах начинаются затяжные религиозные войны. Кульминационным событием последних стала массове убийство протестантов в Париже в 1572 г. Варфоломеевская ночь.

В 1582 г. папа Григорий XIII утвердил новый календарь, получивший от его имени наименование Григорианского (так называемый новый стиль), при составлении которого использовались достижения современной астрономии.

В XVIII в. церковь продолжала линию Контрреформации, что вылилось в широкую кампанию против идей Просвещения. В 1755 г. был запрещен дальнейший выпуск «Энциклопедии», редактировавшейся Д. Дидро. Во время Великой французской революции церковь были конфискованы церковные земли и распущены все монашеские ордена. В 1801 г. Наполеон Бонапарт заключил конкордат (соглашение) с папой Пием VII, согласно которому католицизм был восстановлен как религия большинства французов.

В 1864 г. был издан знаменитый «Перечень главнейших заблуждений нашего времени», в котором осуждались не только атеизм, социалистические и коммунистические идеи, но и свобода совести, светская школа, гражданский брак и многое другое. В конце XIX в. церковь попыталась оказать влияние на политическую жизнь с помощью католических партий и рабочих организаций, которые начали создаваться по инициативе папы Льва XIII (1878-1903).

В XX в. церковь оказалась в сложном положении. Компромиссы с фашистскими режимами Б. Муссолини и А. Гитлера привели к значительному падению ее авторитета. В 1918 г. происходит разрыв конкордата с Россией, в отношении коммунистических режимов Ватикан занимает непримиримую позицию. В Латинской Америке широкой поддержкой церкви пользовались диктаторские режимы; именно этим вызвано то причудливое сочетание христианских и марксистских постулатов, которое нашло отражение в движении Мятежной церкви и теологии освобождения в 60-80-е гг. прошлого века.

Политическая ситуация и изменение отношения к церкви в обществе в середине XX в. заставили папу Иоанна XXIII (1958-1963) начать реформу всей структуры и вероучения церкви.

Для этого в 1962 г. был созван II Ватиканский собор, завершившийся в 1965 г. Его решения сыграли огромную роль в обновлении церковной жизни. Католическая церковь провозгласила, что она вероучительно не связывает себя ни с какой формой отношения к собственности. Церковь провозгласила курс на развитие движения в защиту мира и осудила любые формы военного решения спорных вопросов. Осуждены проявления религиозной нетерпимости и антисемитизма, в прошлом свойственные католической церкви. После II Ватиканского собора отмечается оживление деятельности католической церкви, что нашло особое отражение в ее восточной политике, поддержавшей стремление к обновлению политических систем стран Центральной и Восточной Европы в начале 90-х гг. XX в.

Особую роль в истории церкви сыграла «Теология освобождения», движение, развернувшееся в латиноамериканских странах в 70-ее гг. ХХ в. Теологию освобождения нередко называют синтезом марксисткой и христианской идеологий. Но это верно только в общих чертах. Ее фундамент покоится на теории неотомизма (возрождение учение Фомы Аквинского), обосновавшего право христианина на защиту правого дела. Фома Аквинский утверждал, что солдат, ведущий борьбу за правое дело - всё равно что святой. Вопрос о власти или точнее «о праве на восстание» у Аквината осмыслен ещё в XIII веке следующим образом. Когда правитель либо приходит к власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо - государственная власть вырождается в злоупотребление ею, в тиранию.

Насколько действия правителя отклоняются от Воли Божией, насколько они противоречат интересам Церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление. Таким образом теология освобождения является прямым продолжением реформационных процессов после Второго Ватиканского собора. Рождение «Теологии освобождения» обычно связывают со II Конференцией «Епископального совета Латинской Америки» (СЕЛАМ) в колумбийском городе Медельине в 1968 г. Перед началом конференции был опубликован «Манифест епископов третьего мира», поддержанный более 800 священнослужителями южноамериканского континента. В «Манифесте» резко критиковалась политика и социально-экономический курс марионеточных провашингтонских государств и содержались высказывания в пользу социализма.

Накануне конференции около 1000 духовных лиц Латинской Америки обратились к своим иерархам с письмом, в котором отметили, что причиной бедствия народных масс является капитализм. Этот строй рассматривается, в целом, с позиции концепции «социального греха» - как несправедливый, глубоко антихристианский, ведущий к разрушению личности и созданию неорганических, отчуждённых от человека, безблагодатных общественных структур.

Священник Густаво Гутьеррес сформулировал основные принцип теологи освобождения так: освобождение имеет три смысла. Первый - это политическое и социально-экономическое освобождение человека от эксплуатации и угнетения. Второй - это завоевание полной творческой свободы. И, наконец, третий, самый глубокий уровень освобождения - это освобождение от грехов и соединение человека с Богом. По его мысли социальная несправедливость препятствует соединению человека с Богом: «Грех задан в структурах угнетения и эксплуатации человека человеком...В Библии Христос освобождает человека от греха как источника всякой неприязни, несправедливости и угнетения». Поэтому новая теология не ограничивается размышлением о мире, но стремится стать частью процесса жизни, которая одна преобразует мир.

Активность латиноамериканских прелатов вызвала тревогу в Ватикане и следующий съезд СЕЛАМ отказывается от участия в политике.

Реальное воплощение принципов «Теологии освобождения» началось в Никарагуа при активном участии священника Эрнесто Карденаля и его брата Фернандо. С 1971 г. церковная иерархия Никарагуа начинает выступления с разоблачительными проповедями, предоставляет храмы для массовых голодовок, участвует в демонстрациях и митингах протеста. Некоторые вступили в ряды Сандинистского фронта национального освобождения, вели борьбу в партизанских отрядах, сформировали так называемую «группу 12-ти», которая проводила кампанию в поддержку отставки тирана. Гвардейцы Сомосы беспощадно расправлялись со священнослужителями, бросали в тюрьмы, убивали в храмах вместе с верующими во время обличительных проповедей. В 1972 году никарагуанский епископат публикует послание с осуждением криминальной диктатуры. События завершились свержением диктатуры Сомосы в 1979 г.

Официальной доктриной Ватикана в ХХ в. становится неотомизм. Эта философия восходит в своих основах к учению схоласта XIII века святого Фомы (Томаззо) Аквинского (от его имени и проистекает название данного (направления), а также существенно опирается на учения отцов церкви (IV - VI в.в.). Начало неотомизма датируется появлением энциклики папы Льва XIII «Aesterni Patres» (Вечные отцы), которая была опубликована в 1789 году. В ней философия св. Фомы провозглашалась единственной философской доктриной, соответствующей основам вероучения католической церкви. С этого времени изучение философии св. Фомы Аквинского было введено в качестве обязательного во всех католических учебных заведениях, а также поощрялось и в некатолических университетах. С этого периода и начинается неотомизм - философское течение, пытающееся заново переосмыслить философское наследие св. Фомы, модернизировать его, приспособить к современности.

Главные центры неотомистской философии - римская Академия святого Фомы (основана в 1891 г.) и Лувенский университет в Бельгии, при котором в 1893 году был создан Высший институт философии. Позже возникли католические университеты в Париже, Милане, Мюнхене, Фрейбурге и ряде других европейских городов.

Наиболее значительные представители неотомизма: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г.Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др. Современный неотомизм не является единым и монолитным философским учением. Существует большое число школ и направлений внутри неотомизма, которые в большей или меньшей степени модернизируют, пересматривают учение Аквината, заимствуя при этом идеи других философских направлений (феноменология, экзистенциальная философия, критический реализм и др.).

Онтология классического неотомизма исходит из различия бытия «самого по себе» (esse) и «существующего» (ens) - т.е. всего того, что не есть само бытие, но лишь обладает бытием - то, чему присуще бытие. Это различие ведет к своеобразному дуализму бытия и сущего. Иными словами, различие между бытием и сущим есть различие между нетварным и тварным бытием, между богом и миром. Бог, таким образом - есть чистое бытие, или бытие как таковое. Бытие составляет сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность есть само бытие.

Напомним, что сущность (essencia) какой-либо вещи в классической философии - это ее идея, т.е. полная информация о данной вещи. Сущности вещи противопоставляется существование (exsistencia). Для вещей тварного мира сущность и существование не совпадают - из наличия идеи вещи не вытекает с необходимостью, что данная вещь существует в действительности (например, существует идея динозавров, а сами динозавры не существуют). Для Бога же христианская теология постулирует тождество сущности и существования - поскольку Бог существует не случайно, а с необходимостью. Возможны, однако, две различные интерпретации формулы сущность равна существованию. Не из сущности Бога вытекает его существование, а, напротив, сущность Бога и есть существование как таковое. Таким образом, сущность здесь есть нечто производное от существования. В частности, из примата существования над сущностью следует невозможность априорных (доопытных) доказательств бытия Бога - бытие Бога невозможно вывести из той или иной идеи Бога. Томистская теология пытается обосновать существование Бога косвенным образом - исходя из анализа тварного мира. Исследуя тварный мир, мы с необходимостью индуктивно восходим от него к его первопричине - Богу. Бог по отношению к миру выступает как первопричина (Творец), перводвигатель, эталон совершенства, цель, к которой устремлен мир в его развитии. Бог также, есть сила, правящая миром, благодаря которой мир являет нам свое совершенство и гармонию.

Отсюда проистекает интересная особенность современной католической философии - устойчивый интерес к современной науке. Если с точки зрения теолога-неотомиста Бог может быть познан лишь через посредство его творений, то отсюда следует, что всякое научное знание о тварном мире может быть полезно и даже необходимо в деле богопознания. Так, например, факт «расширяющейся Вселенной» приводит современных физиков и космологов к теории «Большого взрыва», согласно которой наша Вселенная возникла «из ничего» (из физического вакуума) около 15 миллиардов лет тому назад.

Эту теорию неотомисты рассматривают как научное подтверждение христианского догмата о сотворении Богом мира «из ничего» в некоторый отдаленный момент прошлого. Сам акт зарождения мира необъясним с точки зрения законов физики - нет такой физической силы, которая была бы способна породить такое событие, как Большой взрыв. Таким образом, создание Вселенной выглядит как нечто сверхъестественное, как космическое чудо.

Одной из главных и постоянных мишеней критики неотомистов является дарвиновская эволюционная теория. До сих пор не найдены те самые предсказанные Дарвином «переходные формы», которые могли бы связать существующие виды животных и растений между собой и тем самым показать, каким образом одни виды возникают из других. Подводя итог этим исследованиям, Мак-Уильяме пишет в «Католической энциклопедии»: «Нет и тени доказательства происхождения живого из неживого, как и животной жизни из растительной жизни, как и человеческого организма из низших животных. Стало быть, необходимо прийти к разумному выводу о воздействии Творца, по крайней мере, на каждой из этих ступеней[7].

Большую роль в истории Римско-Католической церкви сыграл Иоанн Павел II. Он значительно способствовал увеличению авторитета церкви во всем мире. Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте), на стадионе, где проходил футбольный матч. Именно при Иоанне Павле II Католическая церковь принесла извинения за гонения на евреев и инквизицию. Он стал символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической Церкви миру.

По-прежнему вызывают вопросы некоторые темы, связанные с сексуально-брачными отношениями. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Еще одна проблема - разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Проблема контрациепции так же вызывает дискуссии в католическом сообществе. Если отрицание абортов является практически консенсусным, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к сексуальным меньшинствам, их представителей запрещено допускать к причастию.

Благодаря бестселлеру Дэна Брауна Код да Винчи резко вырос интерес общественности к католическому ордену «Опус Деи». «Опус Деи» консервативная католическая организация, основанная в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» – бизнесменов, политиков, интеллектуалов.

Католицизм сыграл и продолжает играть огромную роль в духовной жизни Запада. Именно благодаря тому, что церковь вместе с латинским, языком сохранила часть древнего наследия, стал возможен тот синтез германского и романского начал, который и определил всю дальнейшую культуру Европы. Сложившаяся в лоне католической церкви схоластика, с ее приверженностью к логической системе доказательств, приучила европейца к тому типу мышления, который стал основой всего многоликого европейского рационализма. Католицизм вызвал к жизни такие великие художественные системы, как готика и барокко. Не без влияния католической церкви сформировался рыцарский идеал поведения, который в конце Средних веков перестал быть достоянием только высших слоев общества - став одной из составных частей европейской этики, он способствовал укреплению в человеке чувства собственного достоинства и формированию нормативной вежливости. Наконец, католическая церковь на протяжении столетий стремилась, пусть не всегда последовательно, установить в качестве основополагающих принципов общественного бытия идеи мира и согласия, чему во многом способствовало ее наднациональное устройство.

Католицизм в России. Древняя Русь еще в X в. поддерживала связи со Святым престолом, а в Х-ХП вв., в силу возросших хозяйственных связей, во многих русских городах появляются католические общины, которые свободно строят храмы, их члены часто поступают на службу к князьям, вступают в браки с православными. Ситуация резко меняется с начала XIII в., когда после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. реально осознается разделение церквей, а татаро-монгольское нашествие и завоевание Византии турками надолго оторвало православные народы, в том числе и русский, от Западной Европы.

Впервые русские называются «неверными» и «врагами католической веры» только в 1232 г. Это, несомненно, возникает из желания некоторых «настоящих христиан» воевать именно в Прибалтике, а также объясняется пограничными конфликтами, в которых русские входили в союзы с язычниками или просто защищали территории ими заселенные.

Несомненно, такая окраска папских булл была вызвана и информацией прибалтийских епископов. С другой стороны, еще не угас пыл крестовых походов не только против неверных, но и собственных еретиков.

В период войны с Польшей, оказавшись в очень тяжелом положении, царь Иван Грозный (1533-1584) попытался остановить Батория при помощи дипломатии и обратился к Папе Григорию XIII с просьбой о посредничестве в заключении мира с Польшей. Папское посольство в Россию возглавил иезуит о. Антонио Поссевино. Однако в течение семи месяцев переговоров только три дня были посвящены обсуждению религиозных вопросов. Иван Грозный, самодержавно властвовавший над Церковью, не мог допустить существования над собой духовной власти. Мечты о. Антонио Поссевино о единстве Рима и России, вместе выступающих против Реформации и ислама, остались мечтами.

Во время короткого правления Дмитрия (1605-1606) в Москве пребывали францисканцы, а также иезуиты, возглавляемые о. Савицким, который был даже духовником царя. Однако после продолжавшейся шесть лет анархии на русский трон взошла новая династия Романовых, и с ней опять наступило время нетерпимости по отношению к Римской Церкви.

Отношение к католической церкви вплоть до конца XVII в. было резко негативным, только в самом конце столетия в Москве для жителей иностранной слободы была построена небольшая деревянная церковь. В период царствования царевны Софии в 80-е годы XVII столетия в Москве начала действовать миссия Ордена иезуитов, издававшая книги на русском языке и открывшая школу, где наряду с иностранцами обучались и русские. В это время в Москве возникла первая русская католическая община, к которой принадлежали такие известные люди, как Палладий Роговский и Петр Артемьев.

Коренной перелом в отношении к Католической церкви произошел в России в царствование Петра Великого (1682-1725) в связи с широким притоком католиков на русскую государственную службу. В царствование Петра Великого, а затем Екатерины Великой (1762-1796) утвердились сохранившиеся до 1917 г. основные принципы отношения российских властей к католикам. Указом императрицы от 14 декабря 1772 г. без какого-либо согласования с Ватиканом была учреждена Могилевская епархия, преобразованная 17 января 1782 г. в архиепархию. После долгих и сложных дипломатических переговоров Папа Пий VI отправляет в Петербург нунция Аркетти, который 26 апреля 1783 г. от имени Папы издает буллу, признающую установление Могилевской архиепархии.

Последователи разрешенных конфессий имели право свободного исповедания своей религии, при условии политической лояльности и отказа от миссионерской деятельности среди православных россиян (для последних переход в другую религию был уголовнонаказуемым преступлением). Межконфессиональные браки с представителями других христианских направлений признавались законными, но при наличии одного из супругов, исповедующих православие, дети автоматически становились православными.

Императрица Екатерина II не признает папскую буллу о роспуске ордена иезуитов и дает орденским структурам приют в России. В Петербурге при храме св. Екатерины иезуиты открыли Коллегию, в которой учились дети из аристократических семей. В 1803 г. им было поручено попечение над католиками немецких колоний Поволжья. Их миссии размещались также в Астрахани, Иркутске, Томске, Одессе и Крыму. Однако в 1815 г. Общество Иисуса все же было изгнано императорским указом из обеих столиц, а в 1820 г. - за пределы империи.

К другому знаменательному событию, касающемуся Католической Церкви в России, следует отнести перенесение в Петербург резиденции Мальтийского ордена и принятие императором Павлом I титула его Великого Магистра. Однако последующий конфликт Святого Престола с Павлом I из-за вмешательства последнего в дела ордена, стал причиной высылки из России в 1799 г. Апостольского Нунция монсиньора Лоренцо Литта.

До 1798 г. собор Св. Екатерины был единственным действующим католическим храмом Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии. Лишь в 1798 г. был открыт католический собор Святого апостола Павла в Кронштадте, а в 1800 г. — Мальтийская церковь святого Иоанна Иерусалимского на Садовой улице. В 1826 г. открыт построенный на деньги, выделенные императором Александром I, храм Св. Иоанна Крестителя в Царском Селе. В 1825 г. был достроен и освящен костел Святого Станислава на углу Мастерской и Торговой улиц в Коломне.

В начале XX в. на территории собственно России (без учета территорий стран Балтии, Польши, Украины и Белоруссии) проживало 500 тыс. католиков и существовало около 150 храмов.

Как и другие религиозные организации, католическая церковь после 1917 г. на протяжении многих десятилетий подвергалась гонениям и к началу перестройки в России имела только два храма — один в Москве и один в Ленинграде.

Со временем репрессии стали ослабевать. Немалую роль в этом сыграли политические процессы в мире, в частности в Восточной Европе в 1970-1980-е годы. Хельсинский договор о безопасности и сотрудничестве в Европе. Католические приходы существовали только в Москве, Лденинграде и также в Прохладном на Кавказе. Но уже в 1994 г. существовало 128 католических приходов, на январь 1996 г. их насчитывалось 183.

Период наибольшего потепления советско-ватиканских дипломатических отношений пришелся на Понтификат Павла VI (1963-1978 гг.). 30 января 1967 года в Ватикан впервые с официальным визитом прибыл председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Дважды состоялись кратковременные встречи советского министра иностранных дел Андрея Громыко с Епископами Рима: первая встреча состоялась в Нью-Йорке 4 октября 1965 года, где на заседании ООН с приветственным словом выступил Павел VI. Сам Папа четыре раза принимал у себя главу советского дипломатического корпуса: первый раз неофициально 27 апреля 1966 года, затем 12 ноября 1970 г., 21 февраля 1974 г. и 28 июня 1975 г. Дважды встречался с Громыко Иоанн Павел II: 24 января 1979 г. и 27 февраля 1985 г. Результатами каждой из этих встреч было незначительное смягчение политики советского государства в отношение религии вообще и Католической Церкви, в частности. Стало возможным назначение епископов в Литву и Латвию, признание прав Греко-Католической Церкви на Украине, определенное восстановление церковных структур в Белоруссии и России. В 70-80-е годы несколько раз Москву посещал секретарь Отдела сношений с государствами архиепископ (позднее кардинал) Агостино Казароли: 25 февраля 1971 г. и 24 февраля 1973 г., а также в июне 1988 г. Особое значение имел последний визит, состоявшийся в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Кардинал Казароли был председателем делегации Святого Престола и 13 июня был принят Михаилом Горбачевым. Знаменательно, что на торжества в Москву прибыли делегации от поместных Церквей, в том числе и Примас Польши кардинал Юзеф Глемп, который также был принят Горбачевым. 1 декабря 1989 г. М. Горбачев нанес официальный визит Папе Иоанну Павлу II. В некоторых республиках Советского Союза практически полностью были восстановлены структуры Католической Церкви. Второй раз Горбачев был принят папой в Ватикане 18 ноября 1990 г.

15 марта 1990 года Святой Престол и Советский Союз официально заключили дипломатические отношения. Дипломатические представители государств имеют статус дипломатов «ad personam» и ранг Апостольского нунция и чрезвычайного посла. После распада СССР, 5 сентября 1991 года, Святой Престол признал независимость и суверенитет Российской Федерации.

К 1991 году папа Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры. В России они первоначально были учреждены в ранге Апостольских администратур. В соответствии с нормами канонического права Католической Церкви этот шаг можно расценивать как создание помес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: