Общие особенности развития

Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром.

При этом дефицитарном типе дизонтогенеза первичный дефект слухового анализатора ведёт к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом (координата нарушения - «снизу-вверх»). Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других.

По мнению Л.С.Выготского, психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования и замедления процесса формирования понятий.

Следует также отметить, что нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.

В соответствии с исследованиями И.М.Соловьёва, в психическом развитии детей с нарушенным слухом имеются 2-е ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

1) В связи с поражением слуха объём внешних воздействий на глухого ребёнка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничесния психическая деятельность такого ребёнка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребёнка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах - импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль по сравнению с устной.

2) ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. Эти различия незначительны на начальных этапах онтогенеза, но возрастают в течение последующего времени. Так происходит до периода систематического сурдопедагогического воздействия.

При этом чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребёнка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребёнка.

ОСНОВНОЙ СМЫСЛ СУРДОПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего - в расширении и качественном изменении доходящих до ребёнка внешних воздействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: